Экскурс в историю русской живописи

Третьяковская галерея на Крымском валу. Разгар рабочего вторника. На горизонте виднеется нескончаемая вереница людей — это очередь на выставку Айвазовского. До сих пор увидеть экспозицию достаточно проблематично: нужно либо заранее(очень заранее!) купить электронный билет, либо заплатить тройную стоимость за билет на ближайшее время юркой бабушке-контромарочнице, которая, ничуть не скрываясь, встречает вас заманчивым: «Билеты без очереди!», или же отстоять огромную очередь. Ровно две минуты мы стоим в потоке людей и через мгновение уже пересекаем Крымский мост.

Двигаемся в сторону Храма Христа спасителя в Центр искусств Москвы. Выставка «Художественные сокровища России» на слуху уже давно, видимо, сегодня пришло и наше время. Афиша обещает собрание лучших образцов — от канонических икон до живописи модерна. Интересно, что название несёт в себе не только описательный характер выставки — это аллюзия на знаменитый альманах, посвящённый русскому искусству. Одноимённое издание было выпущено в 1901-м и 1903-м годах и некогда объединило лучших людей времени: художников и литераторов, театралов и других деятелей культуры. Кропотливо и бережно собиралось в альманахе великое наследие русских мастеров. После революции издание было остановлено.

Сегодня у нас есть возможность увидеть своими глазами оставшиеся живые «странички» «Художественных сокровищ России».

При входе посетители сразу попадают в огромный зал с высокими потолками, приглушённым освещением. Пространство оформлено в стильно и сдержанно: необычное световое решение, стеклянные стены, звуковое сопровождение. В то время современное и лаконичное дизайнерское решение максимально погружаем в атмосферу представленной эпохи. Зрителям представлены 12 залов с экспозициями, более 300 экспонатов.

В первом зале представлена коллекция батальной живописи «Во славу Отечества».

Павел Ковалевский «Кавалерия наступает» 1870-1880-е годы

Гвардейский георгиевский штандарт одного из кавалерийских полков русской армии, Российская Империя, 1813 год

Здесь встретятся имена знаковых художников русской живописи: Карл Брюллов, Николай Ге, Архип Куинджи, Иван Шишкин, Кузьма Петров-Водкин, Исаак Левитан и многие другие.

Карл Брюллов «Княжна Стефания Радзивилл, графиня Виттейнштейн» 1828 год

Исаак Левитан «Пейзаж» 1899 год

Николай Ге «Пётр I» около 1870-го года

Кузьма Петров-Водкин «Яблоки и яйца» 1921 год

Степан Бакалович «В лавке ювелира» конец 1890-х — 1910-е годы

Также среди полотен представлены образцы декоративно-прикладного искусства: личные коллекционные предметы интерьера членов императорской семьи, редкие образцы малахитовых ваз, шкатулок и другие экспонаты 18-го века

Личное собрание государыни цесаревны Марии Александровны, Зимний дворец «Шкатулка для шалей с цветочной росписью» 1853-й год

Декоративные парные вазы из малахита и позолоченной бронзы 1870-е — 1880-е годы

Фрагмент иконы, расшитой бисером и драгоценными камнями, «Богоматерь Казанская» конец 19-го века

Кстати, здесь же можно увидеть и столь желанного москвичами Ивана Айвазовского.  Фонд «Художественные сокровища России» в рамках выставки представил два спецпроекта. Первый из них – «Неизвестный Айвазовский». Творчеству знаменитого морениста отведён отдельный зал. В абсолютной темноте подсвечены только полотна мастера. Большинство из них никогда ранее не выставлялись!

Неизвестные широкой публике полотна Ивана Айвазовского

Второй спецпроект — «Неизвестный Нестеров». Здесь представлены наброски, мини-этюды и другие неизвестные работы Михаила Нестерова, которые также впервые выставлены на обозрение большой публике.

Усиливает визуальное восприятие аудиоряд, который организаторы подобрали для каждого зала. Например, в зале с военной тематикой раздаётся звон сабель, топот конной кавалерии, рядом с картиной Михаила Клодта «Рожь» мы слышим колыхание ветра, щебет птиц и далёкий звон колоколов, в зале Айвазовского — раскаты грома, плеск волн.

Дополнит впечатление аудиогид, который вам предложат при входе. Никакой непрерывной монотонной академической речи вы не услышите: каждой картине отведён специальный номер, вы нажимаете его на аппарате и через секунду приятный голос рассказывает вам историю создания заинтересовавшего шедевра. Стоимость услуги: 300 рублей.

После экспозиции есть небольшой магазин, где можно приобрести книги об искусстве, сувениры и симпатичные открытки с репродукциями представленных на ставке картин.

На выходе приветливый администратор приглашает вернуться снова, после 14 ноября. Оказывается, просмотр экспозиции к этой дате не закроется, а лишь частично сменится и пополнится новыми предметами. Что ж, если не попадём на Айвазовского снова — знаем куда идти!

Добавить комментарий