MOOD-разбор: 104 «Кино без сигарет»

20 февраля в свет вышел дебютный альбом «Кино без сигарет» участника лэйбла «Musica36» 104. Юрий Дробитько, он же 104, он же Четверг, он же Юрик Четверг, он же Юче — самобытный рэпер и битмейкер из Казахстана, бывший участник культовой группы JILLZAY, который раскрывается на своем сольном альбоме многогранно и со всех сторон.

Несмотря на то, что артист уже давно выпускает сольные треки и фиты с топовыми артистами, сольник у него вышел спустя 7 лет ожиданий, в 2020 году. Именно дебютные альбомы являются своего рода лифтом, который либо поднимает артиста в топ-чарты и увеличивает аудиторию слушателей, либо наоборот уносит в самый конец. Альбом «Кино без сигарет» — глубокая лирика вперемешку с самокопанием, скрупулезно выверенные биты и уверенный речитатив не переносят нас в депрессивное состоянии, а наоборот мы оказываемся на «просмотре» лиричного, местами гангстерского, амбициозного и максимально личного «кино» от маэстро 104. Наша редакция считает, что такое долгое и томительное ожидание пластинки фанатами творчества артиста было вовсе не зря. Работа получилась очень насыщенной, в ней мы видим не просто состоявшегося артиста, но и масштабную личность, которая готова на разговор со своим слушателем.

1. «Intro»

Мноогообещающее начало, доминирующий голос над закадровой игрой бита и приглушенных реплик. Шум потрескивания создают ощущение прослушивания старых кассет. Броски фраз как будто собраны для краткого описания проблем, которые поднимает музыкант в альбоме.

«…И если так, то я самый добрый из злых
Кто тебя тянул за язык
Где удача, она просит развод
Да и если и стреляло, то строго раз в год…»

2. «Братик III» (feat. Truwer)

Третья часть композиции «Братик», вышла на новом альбоме 104, где появляется еще один артист лейбла «Musica36» и близкий друг музыканта — Truwer. Интересно, что первая и вторая части были выпущены во второй части концептуального двойного альбома артиста Скриптонит «Уроборос: Зеркала». И если первые две рассказывают о прошлом довольно грузно, сложно, погружая слушателя в «темноту», то третья часть имеет более легкое и «живое» звучание о настоящем. Все треки объединяет один и тот же урок, который артисты хотят донести: не стоит брать пример с их образа жизни, каждый должен найти свой путь и писать свою историю. Стоит отметить отменный саунд-дизайн, который воссоздал звуки открывания и взбалтывания шампанского, шипения и треска, перезарядки пистолета, добавив тем самым звучанию особую массивность.

«…Кок*ин не поможет найти себя
Тебе мало найти причин, но их тысяча…»

3. «До обеда»

Один из первых треков, предшествующих альбому, вышел 14 февраля. На бэк-вокале слышатся самобытные напевы соул-артиста из творческого объединения Gazgolder — Анны Пурцен ( более известной под псевдонимом ANIKV- прим. редакции). Нежный вокал как будто подстегивает ритмичный бит и не дает возможности разогнаться треку, вгоняя слушателя в некий транс, не смотря на спокойный темп и воздушную атмосферу, грузный тембр рэп-куплетов Юрия Дробитько (настоящее имя хип-хоп артиста 104 — прим. редакции) как будто приземляет композицию и постепенно направляет ее.

«…Я тут подзабыл с тобой, что я немного стёганый
На связи, в мою сторону летит разбитый орган
Баллады про е*учек и любовь давно распроданы
Мы разные, нам поровну, я поправляюсь содовой…»

4. «Скил»

Искренняя композиция раскрывает настоящие переживания автора, где он делится своими метаниями. Быстрый бит как будто подтверждает мысли о быстротечном образе жизни, который не позволяет наслаждаться обычными радостями жизни. Мелодия превозносит рефрен трека (определённый музыкальный материал, неоднократно возвращающийся на протяжении произведении — прим. редакции), также придавая некую тревожность словам: «Я потратил много лет и сил/
Не понять, работал я или тусил».

В своем интервью для Apple артист признался: «Песня о том, что с нашим образом жизни можно потеряться — можно разменяться на деньги и славу, забыть о том, для чего ты здесь находишься, кто тебя окружает и куда ты идёшь. В этом треке я говорю о том, чего я держусь — например, старых друзей. Моё сердце осталось в Павлодаре — там, где моя мама живет.»

«Я принес много любви, кроме цветов и денег маме
Я смотрю на живописный мост
Оставив, оставив своё сердце в Павлодаре
Настоящие улыбки не для камер
Настоящие друзья не мельтешат своими „какделами“»

5. «Мимо Де Жанейро»

Трек как будто разделен на несколько частей, в них артист по-разному рассказывает о одиночестве, мы будто слышим размножение личностей музыканта, меняющего темп, бит и манеры читок. Нарастающая мелодия клубного звучания хип-хопа приостанавливает хриплый флоу 104 и ритмичный микс фраз, которые начинают пропадать, создавая ощущение глюков. После наступает ещё одно амплуа, где доминирующий голос на фоне тревожных звуков, напоминающих сирену, бросает броские высказывания. Кажется, трек настолько наполнен, что нам уже нечего ожидать, но нет — музыкант решает добавить атмосферного вайба треку, заполняя его обстановкой некого релакса, где звучат приглушенные биты, низкий тембр и разгоняющие напевы на бэке.

«…Люди обретают счастье, и это счастье — наглость
К обеду снова я вбиваю в твои дела гвоздь
Я не отсюда, но в болоте как Лакост
Упасть мне на хвост, пуляю ей атос
Извини лишь за краткость
Ведь я для тебя — босс…»

6. «Крылья»

Единственный трек из альбома, в поддержку которого был снят и выпущен клип 20 января. Короткометражный фильм переносит нас в заброшенное здание, где серые стены и разбитые окна находятся во власти рэпера, изредка сменяя кадры судном, которое готовится к взлету, тем самым вновь напоминая о грядущих планах на 2020 год как музыканта, так и лейбла «MUSICA36». В треке много ожиданий от грядущего на тот момент начала десятилетия, чувствуется серьезный настрой артиста и грузность из-за переполненных мыслей о будущем, настраивая себя на полет, при котором нужно будет «не смотреть вниз», ведь только сосредоточившись на своем деле, музыкант сможет добиться поставленных целей.

«…День X (день X), день X (день X)
Приторный как Бэйлис
Настр пушечный как Дэйв Ист
Лететь и не смотреть вниз (не смотреть вниз)
2020 наш, наш, с*ка, кому даст…»

7. «Who Shot Ya» (feat. Truwer)

На седьмой строчке альбома неспроста используется сэмпл популярного хита девяностых «Who Shot Ya?» (в переводе с англ. — «Кто стрелял в тебя?») — The Notorious B. I. G. 1995 года. Стоит отметить, что «Who Shot Ya?» стала одной из самых известных и горячо обсуждаемых песен в американском хип-хопе. MTV описывал песню как «использование музыкального искусства, чтобы искусство войны звучало красиво.» Применяя примерно идентичный мотив два артиста родом из Павлодара, раскачивают своим флоу лидера прокатов своего времени, как позже признался музыкант в интервью для Apple: «Месяц назад сижу дома. Включил какое-то хип-хоп-шоу и слышу что-то про 20-е февраля. А я в эту дату собрался выпускать альбом. Выяснилось, что трек Notorious BIG „Who Shot Ya?“ вышел в этот день. 25 лет назад. Я написал Niman`у — он через сутки прислал мне бит, в котором написал музыку для нового „Who Shot Ya?“. Этот трек — наш трибьют Бигги. Мы с Truwer`ом рассказываем на нём свои истории на ту же тему.»

«…Всё идёт мимо, и, поверь, те, кто рядом, не волки
Ты по признакам мужик, но натурой ты тёлка
Перегар, запотевшие стёкла
Вчера ты путал берега, сегодня станешь домашним котёнком…»

8. «No Chance»

Замиксованный бит неразборчивой фразы на иностранном языке постепенно обретает интенсивный бит и искренний смысл в лирике музыканта. Люди привыкли осуждать судьбу о неполученных шансах, где они бы могли проявить себя, в то время как Юрий и его коллеги с лэйбла покоряют музыкальную индустрию, сами создавая себе эти «шансы».

«…Тебе б мои мозги, но ты б забыл их дома
Стопудово…
Ты снова наступил на грабли, но не ощутил, как глуп
Новый шанс, но он вряд ли вас освободит от пут…»

9. «Копер» (feat. qurt)

Нагнетающая мелодия и злой, наполненный обидою, голос молодого рэпера из Павлодара, диктующий свои ценности слушателям, заставляют прислушаться к автору. После разогрева от qurt ( с творчеством которого вы могли уже быть знакомыми после фита с Truwer «Дичка» — прим. редакции), на очереди откровенные стихи от 104, где в припеве автор передает привет другу и музыканту из лэйбла «MUSICA36» — Truwer, цитируя фразу из его трека «Дичка». В композиции авторы спелись на похожих переживаниях, искренность чувствуется в голосе и совместном звучании артистов. 104 рассказал в интервью Apple «Я очень хотел сделать трек с qurt — это подающий надежды андеграундный рэп-исполнитель. Он из Астаны, но живёт сейчас в Алма-Ате. qurt на 10 лет меня младше, но, слушая его треки, я чувствую его злость и понимаю всё, о чем он поёт, — я вижу в нём себя, каким я был в 2013-м году.»

«…Мама, я не пропаду
Мама, кошелёк пустой, но не тенге на наркоту (ща поправим тебя)
Мне хватает на одну, мама знает
Знает, что сына курит только траву (ща поправим их)…»

10. «Backwoods»

Электромузыкальные инструменты и творческая самодостаточность сливаются воедино, рука об руку пара из струнных и ударных с каждым битом заставляют слушателей, как минимум, двигаться в такт. Интересно, что Backwoods Smokes — это марка сигарилл и «сухих» косяков, производимая в Соединенных Штатах. Хриплым голосом с некой вялой усталостью в голосе Юрий говорит о вечной гонке без финиша за самим собой. Кажется, что всё уже есть, но этого всегда будет мало. Автор также передает привет 2017 году, а точнее треку «Королева», который был выпущен в это время, напоминая, что пока та самая не найдена.

«…Залетаю в галерею, чтоб восстановить пробелы
Видимо, я так и не нашёл королеву…»

11. «Молодой Босс»

В первой части трека чувствуется какая-то легкость и позитив, которую создают клавишные с ударными. Впоследствии всё буквальным образом обрывается, появляется некая мистика с учениями о том, что нужно быть собой и жить своей уникальной жизнью. Сингл меняет свой бит четыре раза, тем самым не разрешая слушателям соскучиться, будто бы заряжая их и заставляя вести счет. Однако, пока наслаждаешься продакшном, о счете думать невозможно, здесь стоит отметить Saluki и OSA (Skake), которые внесли свой огромный вклад в создание трека и всего проекта «Кино без сигарет» в целом.

«…Я шёл, куда глаза глядели
Но этот взгляд был в никуда
Десяток лет, как одна неделя
Деньги как и люди — мы тут не навсегда…»

12. «Трубки» (feat. Скриптонит & Saluki )

Двенадцатая строчка — сильный фит трех совершенно разных, но бесспорно интересных представителей своего самобытного творчества. Интерпретированная демка трека Saluki (хип-хоп исполнитель и продюсер, бывший участник музыкального объединения Dead Dynasty-прим. редакции) находит новое звучание с куплетом от 104 и припевом Скриптонита. Образ двухтысячных в амиксованной фразе обретает обороты в современном продакшне и жгучем бите. Мысли авторов сходятся на одном: обретая популярность и обеспеченную жизнь, начинаешь ощущать себя чужаком в окружающем искусственном мире.

«…Большие деньги — настоящие стервы
Но не думай, что всё легко
Даже не думай, что всё легко
Мы на ходу вместо консоли
То ли внатуре такой, то ли клоун…»

13. «Не жаль» (feat. Скриптонит Miyagi)

Не смотря на размеренное звучание этого релиза, в нем спрятана буря эмоций и метаний в собственных переживаниях. Озадаченные сомнениям, музыканты задаются вопросом, всё ли на самом деле так радостно вокруг, как представлялось в стереотипном празднике жизни знаменитых и обеспеченных рэперов. Именно на этом треке можно услышать совершенно новое звучание от 104, которое отсылает нас к поп-исполнению.

«…Много думал — заболела голова
Хотел чё-то сказать, но я не нашёл слова
В этом скрученном проблемы и трава…»

14. «Белый флаг» (feat. ANIKV)

Ещё один выход молодой исполнительницы ANIKV, но теперь это не просто вокал, а полноценный фит, который затягивает своей атмосферой умиротворения и спокойствия. Однако, в треке прослеживается довольно напряженная тема о том, что каждый сам создает себе поле вражды, проблем и сомнений, в которых ему приходится воевать до той поры, пока не поднимет «белый флаг» самому себе.

«…Ты самый первый в списке тех, кого ты обманул
Поэтому и не с кем воевать, не с кем идти на войну
На завтрак Несквик и сигара
Весь мир на кону, не до депрессий…»

15. «Слов больше не будет» (feat. OSA)

Искренний разговор со слушателем и самим собой, на фоне аварий, визгов, салютов и праздника, музыкант ищет себя и родную душу. В треке всего один откровенный куплет, но трек чувствуется полноценным благодаря соло саундпродюсера OSA (Стёпа Озеров, талантливый битмейкер из Москвы-прим. редакции).

«…С молотка всех, кто казался подозрительным
Крики на аукционе, мои паранойи
В носу немного вытрезвителя
Всё реже хочется тащить это домой
Чтобы любить её мне нужно бросить логику
Но я не тупой…»

16. «Backwoods II»

Ещё одно звучание трека Backwoods, первая версия которого расположилась на десятой строчке альбома, текст и посыл остались прежними, но бит и звучание передают немного больше чистых и откровенных эмоций, благодаря своей размеренности и доминирующему голосу над битом. На бэке слышатся записи личных разговоров девушки, которые также встречались нам на релизе 2018 года Saluki «Улицы, дома» в треке «Как будто дома».

«…Я наблюдаю и спускаю тебя с облака
Облака
Не мама, не папа, не около
Зачем тратить время своё и чужое
Если ни разу не ёкало…»

17. «Хороший понт»

Семнадцатую строчку заполнила выдержанная композиция с открытой и честной лирикой артиста, которая отправляет нас в 2015-2016 годы. Впервые трек, а точнее отрывок из него, можно было услышать в конце трека 104 x Truwer — Joe Pesci (feat. Lil Freezer).

104 раскрыл все фишки трека в своем интервью для Apple: «Самый первый трек, который я сделал для этого альбома. Бывает так, что ты под утро остаёшься с девушкой, но ты разглядел в ней что-то хорошее и близкое тебе. Она не понимает, что её несет, но ты умней её — ты должен ей рассказать, что, может быть, ей [надо] остановиться и не стать очередной „девочки на ночь“. Хороший понт — это поступить красиво. Не так, как велит тебе твоя животная природа. И это, возможно, полностью изменит вашу жизнь — и твою, и этой девчонки.»

«…Девочка, я вижу, ты не девочка на ночь
Так хочешь быть ближе, но с утра будет не очень
Так хочешь быть ближе, но я тебя не испорчу (не испорчу)…»

18. «Снег» (feat. Скриптонит)

Ещё один фит со Скриптонитом, напевы соула на фоне разгоняющего бита и металлического мужского тембра, он рассказывает о том, как финансовые и жизненные изменения не стерли проблемы и пустоту. Музыканты взрослеют и с годами открывают глаза на проблемы, которые раньше были незаметны.

«…Взрослый, что аж страшно, когда хорошо
Жизнь не цацкается с твоим багажом
Юность — просто тренажёр, все вопросы после
С кем будешь делиться шалашом, если ещё не нашёл…»

19. «Outro»

Заключительный трек альбома, ещё одно личное послание близкому человеку. В нем мы слышим искренние переживания о дружбе, любви и жизни в целом. Идеально созданная мелодия, нежные напевы женского тембра и приглушенный бит, наталкивают на доверительный разговор слушателей как с артистом, так и с самим собой.

«…То ли язык не поворачивался высказать всё, как на душе
Лучших братьев не бывает, я и стать им не стремился
Я серьёзно (я серьёзно)
Большой рахмет анаше
Это письмо, которое пришло тебе сегодня…»

20. «Oyan»

Бонусный трек на альбоме, в переводе с казахского языка «оyan» означает «проснись», именно этот трек передает весь смысл альбома и творчества 104 в целом. На бэк-вокале слышны напевы, связанные с названием, артист в интервью в поддержку альбома для радио Studio 21 признался, что вокал принадлежит бабушке Niman (Ануар Баймуратов — казахстанский репер, битмейкер, музыкальный продюсер — прим. редакции) Рахиме, что придает некое родное звучание, с кричащей этничностью. В стихах этого сингла чувствуется какая-то боль и тайна артиста, он рассказывает личную историю, не раскрывая карт. Очень сильный и наполненный трек, после которого хочется выслушать и поговорить.

«…Мне нужен маяк и я брошу все силы
Только, чтобы тебя вернуть обратно
Ведь я уже хапнул по полной
Недоверие, рехаб и наркологи
Тебя никто не хочет видеть, как и ты их…»

Добавить комментарий