«Созвездие Апшерона»: первая экспозиция большого проекта в Третьяковской галерее

История азербайджанских авангардистов 60-х годов.

На своей официальной странице Третьяковская галерея объявила о старте нового амбициозного межнационального проекта, который познакомит москвичей с творчеством мастеров стран СНГ. Первой экспозицией в рамках заявленного мероприятия стала выставка азербайджанских авангардистов 1960-х – 1980-х годов.

img_4544

«Созвездие Апшерона», — история нескольких художников из Азербайджана. «Шагнувшие за горизонт», — так называется короткометражный фильм о жизни и творческом пути мастеров, который также можно посмотреть в залах галереи. Это словосочетание особенно ярко и ёмко характеризует авторов работ новой выставки: их творения стали широко известны за пределами Родины, а творческие методы всегда оставались подвижными и пластичными – они развивались и росли вместе с ними, осмелившимися «шагнуть за горизонт». Пост-импрессионистский стиль не сразу был понят советскими согражданами художников, а скрытые метафоры и символы до сих пор остаются понятными лишь немногим.

Не сразу открывается смысл картины Ашрафа Мурада «Голосование», в которой художник говорит о тирании и насильственной основе существующего советского строя: вооружённый солдат строго наблюдает за действиями каждого из пришедших, и само слово «голосование» звучит злой иронией – на самом деле человек ни за что не голосует и ничего не выбирает, а лишь безропотно выполняет предписанные системой требования.

ashraf-murad_beyond-the-line-898x1024
Ашраф Мурат «Голосование», 1971 год

Образы двоемирия создаёт в своих работах Камал Ахмед. Темы его творчества – одиночество души, несовершенство земного мира и вечное, непобедимое, внутреннее стремление человека к добру. Картина «К свету», — яркий пример свойственных Ахмеду символов: волк – символизирующий тёмное начало, и свет – олицетворение высшего мира, добра.

Внимательного зрителя особенно заинтересует полотно Геюра Юнуса «Бакинцы». В композиции присутствуют арабские надписи (символ мусульманской культуры), электрические лампочки ильича, мак, а также  рыба  — воплощение образа Каспийского моря и одновременно  христианского символа спасителя. Эти элементы, звучащие антитезой, в работе Юнуса говорят о неизбежном взаимопроникновении и единстве культур, о столкновении времени и о ложных идеологиях, которые порой способны уничтожить целые цивилизации – так используя один цвет для изображения опиумного мака и лампочки ильича (символа власти большевиков), художник говорит, что существующая система не менее опасна и одурманивающа, чем токсичный и губительный опиум.

u4
Геюр Юнус «Бакинцы», 1989 год

Каждая из работ, представленных на выставке – сборник метафор, скрытых символов, аллюзий и перспектив. Их многогранность и глубина обусловлена масштабом личности апшеронских мастеров, их способностью наблюдать, видеть то, чего не видят другие, воспринимать информацию об окружающем мире, осмысливать и перерабатывать её в яркие формы. Картины художников уникальны в своём личностном развитии и восприятии жизни, но в то же время, несмотря на мультикультурную и самобытную манеру творчества авангардистов, — в них угадывается истинный национальный колорит, индивидуально воспроизведённые  фолклорные и мифологические сюжеты, орнаменты, колористика и другие элементы культуры Азербайджана.

Работы Камала Ахмеда, Таира Салахова, Расима Бабаева, Геюра Юнуса и многих других азербайджанских мастеров можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу до 26 февраля 2017 года.

Поделиться: