В конце декабря на Netflix вышел интерактивный фильм «Брандашмыг», где зритель сам выбирает вариант развития событий. «Брандашмыг» стал полнометражным эпизодом популярного сериала-антологии «Черное зеркало». Рассказываем о трех причинах посмотреть фильм.
1. Экспериментальный формат
«Брандашмыг» (оригинальное название — «Bandersnatch») — это фильм -квест с альтернативными вариантами развития сюжета, где вы сами выбираете, какой будет дальнейшая судьба персонажа. В определенных местах фильма зрителю дается 10 секунд на принятие решения (на экране выплывает два окошка с вариантами). От бытового: что будет есть герой на завтрак? какую послушать музыку в автобусе? — важного: принять ли ему лекарства? пойти ли к психологу? работать в игровой компании или нет? — до совсем драматического: например, каким образом убить своего отца: расчленить или закопать на заднем дворе? Для фильма было отснято более пяти часов материала. Самый короткий путь прохождения занимает 40 минут, а самый длинный приводит к 2,5 часовому просмотру. После окончания фильма можно вернуться и изменить свое решение, чтобы посмотреть другие концовки. Сценарий к фильму написал автор сериала Чарли Брукер.
2. Сюжет
Действие разворачивается в 1984 году в Англии. В фильме царит атмосфера поп-культуры 80-х: в это время популярны компьютерные и настольные игры, издаются книжки, в которых читатель сам выбирает продолжение. Главный герой — молодой парень-программист Стефан Батлер (Финн Уайтхед из «Дюнкерна»), страдающий нервными расстройствами и депрессией. Он увлекается фантастическим романом «Брандашмыг» некого Джерома Ф. Дэйвиса, в котором как раз-таки можно выбирать варианты развития событий, и загорается мечтой создать по ее мотивам компьютерную игру. Постепенно Стефан начинает сомневаться, где вымысел, а где реальность (интересно, что автор книги, которую он читал, сошел с ума и убил свою жену). Он приносит бета-версию игры в компанию Tuckersoft, где знакомится со знаменитым создателем игр Колином Ритманом (Уилл Поултер из «Мы — Миллеры») и боссом Моханом Такером (Азим Чаудхри из «Счастливчика»), который предлагает Стефану начать работать на него. Дальнейшее повествование зависит от выбора зрителя.
3. Остросоциальная тематика
«Черное зеркало» не было бы «Черным зеркалом», если бы не говорило нам о нас же самих и не имело бы подтекста. Напомним, что тематика сериала — острая сатира на современный социум и влияние на него технологического прогресса. И «Брандашмыг» — не исключение из общей концепции. В нем много аллюзий к предыдущим сериям: в новостях по телевизору, газетах, символах, названиях. Например, герой посещает клинику Сент-Джунипер, названную в честь эпизода из третьего сезона «Сан-Джуниперо». «Брандашмыг» всячески намекает нам на иллюзорность свободы выбора. Хоть нам и кажется, что мы делаем собственный выбор (формат самого фильма), на самом деле, мы не контролируем ничего. Например, когда герой отказывается выполнять то, что говорит ему зритель (да-да, и такое возможно). Или когда зрителю высвечивается «Неправильный путь» и приходится проходить все сначала.