17 сентября на Netflix вышел южнокорейский сериал «Игра в кальмара» в жанре триллер. Режиссером и сценаристом сериала выступил Хван Дон Хек. Он рассказал, что сериал изначально задумывался как фильм и носил название «6 раундов», а работу над ним он начал еще в 2008 году. Он не скрывает, что на создание шоу его вдохновляли японские комиксы и аниме. Ровно десять лет он пытался продать сценарий своего сериала «Игра в кальмара» разным кинокомпаниям, а в один момент был вынужден продать свой ноутбук за 675 долларов (почти 50 тысяч рублей по текущему курсу) из-за финансовых трудностей. Испытывая финансовые трудности, он часто задавался вопросом, как он чувствовал бы себя, играя в подобные игры.
«Я хотел создать ощущение связи между ностальгическими играми, в которые мы играли в детстве, и ощущением бесконечной конкуренции, которое испытывают современные взрослые. Есть ирония в том, что наши самые прекрасные и невинные воспоминания превращаются в самую ужасающую реальность», — рассказал он в интервью.
Спустя две недели он возглавил чарты стриминга сразу в 90 странах, успел завоевать невероятную популярность, стать хитом платформы и сетевым феноменом. Рассказываем в чем секрет такого ажиотажа и почему стоит смотреть эту популярную дораму. Внимание, далее возможны спойлеры!
— Сюжет и реалистичность
Главный герой, обаятельный и добрый, но страшно невезучий и беззащитный мужчина средних лет по имени Сон Ги Хун (Ли Джон Джэ), как и многие другие обыватели, живет одним днем на деньги собственной престарелой матери — много лет он меняет место работы, но никак не может принести стабильный доход в дом. Отца у Сон Ки Хуна нет. Жена давно сбежала от него и завела другую семью, так что про день рождения дочки Ги Хун вспоминает, только когда мать вручает ему деньги на подарок. По итогу, пытаясь преумножить скромную сумму на подарок, изначально проигрывает на скачках. Но позже судьба ему улыбается, он выигрывает большую сумму. Правда везение оказывается недолгим: все выигранные деньги у него вытаскивает ловкая карманница. Так как он должен деньги всем вокруг, а дочка объявляет, что их новая семья переезжает в Америку — отчим нашел там работу, достигает той стадии отчаяния, когда не хочется жить. Но после случайной встречи в метро жизнь неудачника меняется.
Поздней ночью в метро он встречает молодого мужчину, который предлагает сыграть в игру на деньги, в ней необходимо одним конвертом перевернуть другой, лежащий на земле. Без раздумий Сон Ки Хун соглашается, но раз за разом проигрывает. Несмотря на это, незнакомец не берет с него денег, но за каждый проигрыш бьет бедолагу по лицу, пока Сон Ки Хун все же не выигрывает в одной партии. В конце концов, молодой человек отдает главному герою вместе с деньгами визитку, на которой указан номер телефона. Именно там он может выиграть огромные деньги, награда почти в 39 миллионов долларов. Тяжелая жизненная ситуация и долги заставляют главного героя позвонить по указанному телефону и стать участником смертельных игр, о которых он еще не подозревал. Так главный герой оказывается на уединенном острове в игре на выживание среди других таких же бедняков, где ему присваивают командный номер 456, последний в списке. Номера присваиваются для того, чтобы до конца стереть любой намек на личность человека. Тоже самое касается и надзирателей, ведь за костюмами и масками совершенно непонятно кто скрывается. Прототипом для них были взяты муравьи, у которых точно также существует иерархия — фигурки на масках: треугольник — солдат, квадрат — менеджер, а круг — обычный рабочий.
За победу будут бороться погрязший в долгах игроман, ворующий деньги у собственной матери, беженец из Пакистана, сбежавшая из Северной Кореи в поисках лучшей жизни юная девушка, страдающий слабоумием старик, обанкротившийся финансист, которого полиция разыскивает за мошенничество, и многие другие. Все игроки одеты в одинаковую спортивную форму. В течение 6 дней, все участники будут принимать участие в 6 играх, где на кону раунда будет жизнь и деньги. Но даже если герои избегут физической смерти, им будет сложно не потерять моральный облик: «Игра в кальмара» требует от участников отказаться от всего человеческого, что в них есть.
— Смысл
«Игра в кальмара» — совершенно не новая идея в сериалах. Его уже сравнили со «Страшной волей богов» 2014 года, «Королевской битвой» 2000 года, «Самой опасной игрой» 1932 года, «Голодными играми» 2012 года и даже «Паразитами» 2019 года. Все эти фильмы и сериалы объединены одними и теми же историями, которые из года в год привлекают внимание зрителей — группа людей пытается выжить в смертельной игре, где призом может быть жизнь или огромная сумма денег.
Сериал рассказывает о социуме и о каждом из нас в отдельности, являясь неким зеркалом человеческих поступков, отношений, сложных внутренних диалогов и борьбы добра и зла. Южнокорейская дорама показывает все главные проблемы общества, затрагивая социальные неравенства и удручающую картину капитализма. Тема человеческой жадности, алчности и жажды наживы, которая способна многих людей превратить в животных, также поднимается в фильме. Если одни стремятся к богатству исключительно ради собственного блага, то другие делают это из-за большой нужды и ради близких. Погрязший в долгах главный герой готов пойти на все, чтобы оплатить лечение матери и видеться с дочерью, молодая девушка, сбежавшая из Северной Кореи, рискует жизнью ради младшего брата, который живет в приюте, а беженец из Пакистана пытается прокормить семью. По сути «Игры в кальмара» посвящена детским играм, которые обнажают все болевые точки общества, показывает жуткие и треплющие нервы кадры, где друг детства готов убить ближнему своему ради денег. Но за каждым приступом ненависти и кровожадности стоит нечто большее, чем просто жажда крупной наживы.
Также в сериале показаны связи людей в обществе. Группы людей, готовые забыть о правилах поведения и переступить через человечность, соберутся в одну группу, а остальные будут вынуждены объединяться, чтобы защитить себя. В командах образуются лидеры и аутсайдеры, все постараются привлекать в команды только сильных игроков, пытаясь вытеснить из игры женщин и стариков. Сложно не отметить, что в сериале поднимается вопрос сплоченности и потери самосохранения. По правилам смертельную игру можно закончить, если большинство проголосует против. Но игроки настолько отчаялись, погрязнув в своих проблемах и долгах, что продолжают участие в игре, где на кону собсвенная жизнь. Только мы сами выбираем жить в реальности, решая проблемы, или в иллюзии, где каждой жизнью распоряжаются другие. Главный философский подтекст драмы: все мы получаем то, что заслужили.
— Теории
В самом сериале существует огромное количество отсылок, секретов и головоломок. Вокруг же него уже появилось многочесленное число теорий и мнений. Вот некоторые из них:
1. Учитывая один из главных посылов игры — в проекте равны все, существует мнение, что участники игры, сами того не подозревая, выбирали себе роль в игре. В первой серии в метро незнакомец в костюме предлагает главному герою Сон Ки Хуну сыграть в игру на деньги и выбрать цвет конверта? Тогда он останавливает свой выбор на синем. Просыпаясь в игре в качестве участника, на нем надет зеленый комбинезон. Если бы он выбрал красный цвет — то стал бы надзирателем в розовом костюме.
2. Считается, что все главные герои в игре заканчивают свою жизнь, получая то, что они заслужили в реальной жизни. Сан Ву, который потерял себя в жизни, пытаясь соответствовать созданному имиджу, хотел покончить жизнь самоубийством во второй серии — и совершает это в последней игре. Сае Бек перерезали горло — этим же она угрожала своему главному врагу в обычной жизни. Али, из-за смерти которого было пролито немало слез, погибает из-за того, что верит Сан Ву, а тот крадет шарики, — ранее Али признавался, что своровал крупную сумму денег у своего начальника на личные траты.
3. В самом начале игры, в комнате ожидания, героев ждет пространство заставленное кроватями. По мере того как участники выбывают из игры, из помещения исчезают и их койки. Именно в тот момент у нас появляется возможность детально рассмотреть стены, где можно заметить, что на каждой изображены подсказки. С одной стороны нарисовано перетягивание каната, с другой — игра «Красный свет — зеленый свет» и так далее.