Мир постоянно меняется — вокруг все больше новинок в науке, искусстве, разных сферах жизни. Для каждого из нас важно встречаться с искусством в реальной жизни, что не только повысит нашу эрудицию и расширит кругозор, но и подарит непередаваемые впечатления. Мы рассказали о четырех главных выставках в октябре, которые принесут истинное удовольствие для души и пользу для вашей жизни!
Томас Деманд «Зеркало без памяти»
В музее современного искусства «Гараж» проходит первая в России выставка немецкого художника Томаса Деманда — одного из самых значимых фотографов последних десятилетий, работающего на стыке фотографии, скульптуры и архитектуры. Заимствуя изображения тех или иных событий из прессы и других источников (или организуя технические съемки), Деманд воспроизводит эти сцены в реальном масштабе из картона и бумаги, делая фактически скульптуры, после чего фотографирует их, а затем разрушает.
Ретроспектива продемонстрирует главные вехи 20 лет работы Деманда, а основная часть выставки объединяет работы 1991–2021 годов: последний цикл создан специально для «Гаража» и посвящен истории Эдварда Сноудена. Выставка «Зеркало без памяти» состоит из нескольких фрагментов и распространяется на два этажа Музея. Первый этаж посвящен осмыслению идей макетности и модели. На втором этаже эта диалоговая энергия приобретает другие очертания, и первое, что видит зритель, поднимаясь по лестницам, — подвесные конструкции-кинотеатры, где показываются фильмы немецкого режиссера, писателя, продюсера, автора телевизионных передач, общественного деятеля и идеолога нового немецкого кино Александра Клуге. Работы Деманда живут в постоянном мерцании между событием и его образом, которое заметно корректирует наше восприятие времени. На его фотографиях никогда нет людей или видимого действия, нам часто сложно соотнести картинку с каким бы то ни было событием, точкой на временной шкале. Некоторые работы снабжены комментариями: они призваны запустить мнемонические механизмы и определить отношения зрителей с неким событием или его образом, разобраться в том, какими дорогами следует наша когнитивная активность. Как в зеркале — посмотреть на самого себя.
Дата: 10 сентября — 30 января
Место: музей современного искусства «Гараж»
© «Гараж»
«Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924»
16 сентября 2021 года в Музее русского импрессионизма открылась выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924» о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов. Она воссоздает одиозное шоу прошлого века: в центре Манхэттена было представлено более тысячи работ русских художников. Со временем картины рассеялись по разным коллекциям и странам: что-то осело в Симферопольском музее, что-то в венской галерее Альбертина, что-то в частных коллекциях, например семьи Карисаловых. Команде музея удалось установить судьбу нескольких сотен работ, семьдесят из которых показывают на выставке. Спустя почти сто лет посетители смогут увидеть более 100 знаковых работ из музейных коллекций и частных собраний России и мира. В экспозицию войдут работы Льва Бакста, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Михаила Ларионова, Ильи Машкова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева и других художников из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, коллекций Виктора Шкулёва, Анатолия и Майи Беккерман, Романа Бабичева и других.
Подготовка выставки превратилась в детективное расследование, которое станет отдельным сюжетом «Других берегов». Музей обещает также реконструировать, насколько это возможно, саму экспозицию 1924 года.
Дата: 16 сентября — 16 января
Место: Музей русского импрессионизма
© «Музей русского импрессионизма»
Алексей Венецианов «Пространство, свет и тишина»
В ГТГ проходит выставочный проект, посвященный одному из самых светлых и гармоничных мастеров эпохи романтизма — Алексею Гавриловичу Венецианову (1780–1847). На выставке «Алексей Венецианов. Пространство, свет и тишина» представлено более 80 произведений живописи и графики из собраний Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Тверской областной картинной галереи, Государственного исторического музея.
Центральное место в экспозиции занимают картины, связанные с поэтической интерпретацией весенне-летних полевых работ и темой материнства. Многие полотна посвящены женщинам. Самая ранняя из работ художника, представленная на выставке, — это портрет его матери. Венецианов — один из немногих художников в русском искусстве, который создал свою школу. Поэтому наряду с произведениями мастера в экспозиции представлены работы его учеников: Алексея Тыранова, Никифора Крылова, Александра Алексеева, Федора Славянского, Григория Сороки и других. Также можно увидеть картину французского художника Ф. М. Гране, на которой изображен интерьер капуцинского монастыря в Риме. Редкие работы на выставке — картины, о которых долгие годы никто не знал. Они в свое время попали в коллекцию немецкого кронпринца, вернулись в Россию после Великой Отечественной войны. И затем впервые их показали публике на выставке в Москве в 1995 году. Романтик Венецианов посмотрел на русских крестьян — а трудился он в период крепостного права — сквозь призму античного и ренессансного искусства. Простые люди превратились у него в католических мадонн и персонажей древнегреческих идиллий. Пространство выставки, цвет, подобранный дизайнерами, позволяют, по ее словам, рассмотреть каждое произведение как жемчужину.
Дата: 1 октября — 6 февраля
Место: ГТГ, Инженерный корпус
© «ГТГ»
Рената Литвинова, Гоша Рубчинский «Северный ветер»
1 октября в галерее «Триумф» открылась выставка «Северный ветер. Проект Ренаты Литвиновой и Гоши Рубчинского», которую сопроводит презентация опубликованной пьесы. Она была впервые поставлена в 2017 году, и четыре года спустя за ней последовал одноименный фильм «Северный ветер». Специально для первого издания фотографии сделал Гоша Рубчинский. Презентацию книги предварит выставка в галерее «Триумф», которая представит мифологический мир произведения и населяющих его персонажей.
На выставке будут демонстрироваться более шести десятков фотографий, включая уникальные полароидные снимки. Основа проекта — серия черно-белых портретов, сделанных Гошей Рубчинским в ретроэстетике, с дымкой и хонтологией и вызывающих в памяти классиков портретной фотографии вроде Сесила Битона и Ли Миллер. В основе экспозиции — серия работ, в которых сама Рената Литвинова перевоплощается в разных героев и героинь «Северного ветра»: 100-летнюю Алису, ее дочерей Лотту и Маргариту, кузена Бориса, Бенедикта и его невесту Фанни. Всего на выставке покажут 60 фотографий, включая полароидные снимки, а также, чтобы объемнее представить мифологический мир произведения, экспозиция будет дополнена реквизитом постановки, видео- и аудиоинсталляции.
Дата: 2 октября — 24 октября
Место: Галерея «Триумф»
© «Триумф»