Детектив — это относительно молодой жанр, возникший в середине XIX века, стал жутко популярным и с тех пор не сдаёт своих позиций. Детективы обладают феноменальной притягательной силой, устоять перед которой не могут ни дети, ни взрослые. Огромный накал страстей, игра разума, внимание к деталям помогает вслед за автором раскручивать клубок событий и, наконец, разгадывать, кто же преступник, получая огромный заряд удовлетворения.
Мы выбрали десять детективов, которые привлекают и удивляют своим разнообразием: английские, немецкие, французские и американские. В каждом из которых много визуальных эффектов, всяких ребусов и головоломок — текстовых, числовых, графических.
1. Гастон Леру «Тайна желтой комнаты»
«Тайна жёлтой комнаты» — первый детективный роман Гастона Леру из серии «Необычайные приключения Жозефа Рультабия, репортёра». Роман публиковался в парижском еженедельнике L’Illustration с сентября по ноябрь 1907 года. Вышел отдельным изданием в 1908 году. Детектив «Тайна желтой комнаты» знакомит читателя с Жозефом Рультабием, героем целой серии детективов.
Сюжет: В замке Гландье близ Парижа совершено «невозможное» преступление — убийство в запертой комнате. Преступник словно растворился в воздухе. Кто покушался на жизнь красавицы Матильды, дочери известного профессора Станжерсона? Каковы мотивы преступления? И самое главное, как преступник смог попасть в запертую изнутри комнату? В книге приводятся подробные планы замка и диаграммы, иллюстрирующие передвижение персонажей в роковую ночь. Путём их анализа репортёр Жозеф Рультабий решает покопаться в прошлом жертвы и приходит к столь же «невозможному» выводу: убийца всё это время был рядом.
2. Хейр Сирил «Чисто английское убийство»
«Чисто английское убийство» — классический детективный роман от одного из самых интересных писателей золотого века детектива, Сирила Хейра, вышедший в 1951 году. Основан на авторской радиопьесе «Murder at Warbeck Hall» (1948) и лег в основу пьесы Хейра «The House of Warbeck» (1955). Роман, который лег в основу легендарного одноименного фильма, любимого многими поколениями зрителей.
Сюжет: Действие романа, созданного по канонам золотого века детективного жанра, происходит в занесенном снегом и отрезанном от внешнего мира английском поместье. Аристократы собрались на Рождество в роскошном загородном особняке, отрезанном от мира снегопадом. Внезапно одного из них настигает загадочная смерть. Все гости становятся свидетелями — и жертвами — серии таинственных смертей. Что это — убийство или несчастный случай? И если в доме затаился убийца, кто станет его следующей жертвой? Иностранец доктор Ботвинк — историк, приглашённый лордом Уорбеком поработать в его старинной библиотеке — оказывается единственным, кто способен разобраться в случившемся.
3. Агата Кристи «Десять негритят»
«Десять негритят» — это детективный роман Агаты Кристи, написанный в 1939 году. В англоязычных странах роман издаётся под названием «И никого не стало» (название было изменено из-за политкорректности). Это самая продаваемая книга писательницы, и, по её признанию, самая сложная в создании. Роман был экранизирован около 10 раз. Входит в «100 лучших детективных романов всех времен». В 1943 году Агата Кристи написала по роману пьесу с изменённой концовкой, которая с успехом шла в Лондоне и на Бродвее.
Сюжет: В конце августа 1930 годов восемь человек получают приглашение на изолированный остров у берегов Девона. Каждый приглашён с учётом его личных обстоятельств, например, под видом найма на работу или летнего отдыха. Их встречают Томас и Этель Роджерс — дворецкий и кухарка. Кто вызвал их сюда таинственным приглашением? Зачем кто-то убивает их, одного за другим, самыми невероятными способами? Почему все происходящее так тесно переплетено с веселым детским стишком?
4. Эдгар Аллан По «Убийство на улице Морг»
«Убийство на улице Морг» — это рассказ американского писателя-романтика Эдгара Аллана По, который принято считать первым детективным произведением в истории литературы. Впервые рассказ был опубликован в филадельфийском Graham’s Magazine 20 апреля 1841 года. Вместе с рассказами «Тайна Мари Роже» (1842) и «Похищенное письмо» (1844) новелла составляет трилогию, посвящённую французскому аристократу Огюсту Дюпену. Наряду с остальными историями цикла и новеллой «Золотой жук» (1843), «Убийство на улице Морг» включают в группу «логических рассказов» или «рассказов об умозаключениях» Эдгара По.
Сюжет: Таинственное и крайне жестокое убийство вдовы и ее дочери, совершённое в Париже, в доме на улице Морг, ставит в тупик полицию. На помощь полицейским приходит Огюст Дюпен, человек с необычайно развитыми аналитическими способностями. Для раскрытия образа Дюпена, первого оформленного героя-детектива, и в описаниях его приключений Эдгар По задействовал немало приёмов, позднее взятых на вооружение создателями таких популярных персонажей, как Шерлок Холмс и Эркюль Пуаро.
5. Борис Акунин «Азазель»
«Азазель» — конспирологический детектив Бориса Акунина, первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине «Приключения Эраста Фандорина». В английском переводе книга называется «Зимняя королева» (Winter Queen), что соответствует названию гостиницы в Лондоне, которая фигурирует в повествовании. Акунин задумал серию «Приключения Эраста Фандорина» как краткое изложение всех жанров детектива, каждый роман представлял собой новый жанр.
Сюжет: Эрасту Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении письмоводителем, по долгу службы и по велению сердца расследует крайне запутанное дело. Он принимается за расследование. Странное самоубийство студента — наследника крупного состояния приводит Фандорина к некой крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. В ходе расследования Эраст столкнётся с опасными противниками, несколько раз будет на волосок от смерти, успеет влюбиться и навсегда потерять свою любовь.
6. Джозефина Тэй «Дочь времени»
«Дочь времени» — детективный роман британской писательницы Джозефины Тэй, опубликованный в 1951 году. Это 4-й роман в цикле «Инспектор Алан Грант». Роман неоднократно издавался на русском языке (впервые — в 1992 году).
Сюжет: Главный герой романа — инспектор Скотленд-Ярда Алан Грант, в погоне за очередным преступником проваливается в люк. После перелома ноги оказался временно прикован к постели. Оказавшись на больничной койке, он изучает портреты людей, в жизни которых была тайна, и среди них — убийцы ни в чем не повинных детей, тирана и деспота — Ричарда III. Одни считают, что это лицо святого. Другие говорят, что это лицо калеки. Третьи думают, что таким должен быть великий судья. А старшая сестра больницы убеждена, что это лицо человека, который много страдал. Если верить портрету — Ричард III не похож на убийцу. Тогда, если он не убивал своих племянников, почему он вошел в историю как уродливый злодей? И что же на самом деле случилось с принцами?
7. Артур Конан Дойль «Этюд в багровых этюдах»
«Этюд в багровых тонах» — детективная повесть Артура Конана Дойла, опубликованная в 1887 году. Именно в этом произведении впервые появляется Шерлок Холмс. Первое издание в журнале было проиллюстрировано Дэвидом Генри Фристоном. Первое издание в качестве книги было проиллюстрировано отцом Артура, Чарльзом Дойлом, а второе — Джорджем Хатчинсоном. 27-летний Артур Конан Дойл написал повесть всего за три недели. После ряда отказов повесть впервые была опубликована издательством Ward and Lock в журнале Beeton’s Christmas Annual за 1887 год. Автор получил 25 фунтов стерлингов в обмен на все права на повесть. Уже в следующем 1888 году то же издательство выпустило повесть в качестве отдельной книги, а ещё через год увидело свет второе издание произведения.
Сюжет: Отставной военный врач Джон Ватсон, вернувшись из Афганистана в Лондон, ищет недорогое жилье и вскоре находит его по адресу: Бейкер-стрит, 221-б. Его соседом по квартире оказывается загадочный Шерлок Холмс — «сыщик-консультант», раскрывающий самые запутанные преступления. Полиция очень скоро обнаружит в необитаемом доме труп джентльмена средних лет, судя по визитным карточкам, американца. На теле покойного нет ни единой царапины, однако повсюду в комнате — следы крови. И когда череда таинственных убийств ставит в тупик лондонскую полицию, за дело берется неподражаемый Холмс.
8. Диана Сеттерфилд «Тринадцатая сказка»
«Тринадцатая сказка» — дебютный роман Дианы Сеттерфилд. Издан в Великобритании в 2006 году. Это признанный шедевр современной английской прозы, книга, открывшая для широкой публики жанр «неоготики» и заставившая англо-американских критиков заговорить о возвращении золотого века британского романа, овеянного именами Шарлотты и Эмили Бронте и Дафны Дюморье. Дебютный роман скромной учительницы, права на который были куплены за небывалые для начинающего автора деньги (800 тысяч фунтов за британское издание, миллион долларов — за американское), обогнал по продажам бестселлеры последних лет, был моментально переведен на несколько десятков языков и удостоился от рецензентов почетного имени «новой «Джейн Эйр».
Сюжет: Молодая женщина по имени Маргарет Ли работает в книжном магазине и увлекается литературой и литературоведением; она опубликовала несколько литературоведческих работ. Неожиданно она получает приглашение известной писательницы Виды Винтер написать её биографию. Маргарет удивлена и смущена: она не известна ничем особенным. Правда, кое-что отличает её от других людей: она была одной из двух близнецов, и её сестра умерла, едва появившись на свет (они были сиамскими близнецами, и вторая сестра, Мойра, погибла, когда их разделили). С тех пор мать Маргарет погрузилась в депрессию, и по-настоящему её воспитывал отец. Маргарет одержима темой близнецов, и в своих статьях писала именно об этом. Маргарет берется за книги Виды Винтер, которые до сих пор считала не заслуживающим внимания ширпотребом. Она удивлена и очарована. Выясняется, что её отец владеет редким экземпляром первой книги Винтер, где содержатся двенадцать сказочных историй. Но книга называется «Тринадцать сказок», а тринадцатой в ней нет.
9. Жоэль Диккер «Правда о деле Гарри Квеберта»
«Правда о деле Гарри Квеберта» — нашумевший детективный роман двадцатисемилетнего швейцарского писателя Жоэля Диккера. В Европе издан 19 сентября 2012 года и сразу стала бестселлером. Роман также был выпущен в США 27 мая 2014 года. «Правду о деле Гарри Квеберта» критиковали за то, что книга якобы претендует на интеллектуальную глубину, которой в ней на самом деле нет. В книге имеется закрученный сюжет с неожиданными поворотами и обстановка в лучших традициях нуара.
Сюжет: Молодой успешный романист Маркус Гольдман мается от отсутствия вдохновения и отправляется за помощью к своему учителю, знаменитому писателю Гарри Квеберту. Однако внезапно выясняется, что помощь требуется самому Гарри, обвиненному в убийстве, которое произошло в тихом американском городке 33 года назад. Чтобы спасти Гарри от электрического стула, Маркус берется за собственное расследование и пытается распутать сложнейший клубок лжи, давно похороненных тайн и роковых случайностей. И получает тридцать один совет, как написать бестселлер.
10. Джесс Уолтер «Над осевшими могилами»
«Над осевшими могилами» — детективный роман Джесса Уолтера, автора «Великолепных руин», финалиста Национальной книжной премии и лауреата премии Эдгара Аллана По. В своем дебютном романе он повествует о мире, где не существует отчетливых границ между добром и злом, где у всякого преступления и всякой жестокости есть оборотная сторона, а хороших и плохих парней не бывает в принципе, — о мире, постижение которого не приносит человеку утешения, но хотя бы позволяет в итоге сделать правильный выбор. «Над осевшими могилами» — история расследования, в которой тонко сочетается интригующее и, однако, правдоподобное следствие и сложный стиль высокой литературы.
Сюжет: В маленьком городке Спокан, штат Вашингтон, где полиция целыми днями разве что разнимает пьяные драки и отлавливает мелких наркодилеров, происходит череда зверских преступлений. Серийный убийца охотится за проститутками, показательно выкладывает их тела на берегу реки, предварительно сунув каждой жертве 20 баксов в кулак. Главная героиня Каролина Мейбри страдает от депрессии, одиночества и задаётся вопросами о границах собственных возможностей как женщины-полицейского. Её бывший наставник и когда-то несостоявшийся любовник, а теперь напарник по делу тоже страдает — из-за проблем в семье и неразделённой любви. Их личные трагедии и проблемы важны в повествовании не меньше, чем детективный сюжет и образ постепенного вымирающего города, порождающего кошмары.