22 ноября 1962 года родился Виктор Пелевин — современный русский писатель, эссеист, автор культовых романов 1990-х годов. Лауреат многочисленных литературных премий, среди которых «Малый Букер» за сборник «Синий фонарь» (1993), «Национальный бестселлер» за роман «ДПП NN» (2004), «Большая книга» за роман «Покров-17» (2010, 3-е место), премия Андрея Белого за роман «iPhuck 10» (2017). Книги Пелевина переведены на основные языки мира. «French Magazine» включил Виктора Пелевина в список 1000 самых влиятельных деятелей современной культуры.
Писатель родился в Москве в семье Олега Анатольевича Пелевина, преподавателя военной кафедры МГТУ им. Н. Э. Баумана и Зинаиды Семёновны Пелевиной (девичья фамилия Ефремова), работавшей заведующей отделом в одном из центральных гастрономов. Окончил престижную школу № 31 и поступил в МЭИ, где получил инженерное образование. Однако спустя несколько лет Пелевин решил в корне изменить свою жизнь и подал документы в литературный институт. Обучение здесь не закончил, тем не менее, приобрел знакомства, в дальнейшем повлиявшие на его жизнь и творчество.
В биографии Виктора Пелевина есть любопытный факт: он не входит в «литературную тусовку», не появляется на публике, очень редко дает интервью и предпочитает общение в Интернете. Его личная жизнь и романтические отношения также остаются тайной для поклонников его творчества. Все это стало поводом для разных слухов: утверждалось, например, что писателя вообще не существует, а под именем «Пелевин» работает группа авторов или компьютер.
В день рождения Виктора Пелевина мы составили свой персональный рейтинг шести лучших романов писателя.
1. Омон Ра (1992)
«Омон Ра» — первый роман Виктора Пелевина, написанный на сломе эпох и представляющий собой пронзительный реквием по всей советской идеологии. Представляет собой полупародию на воспитательные романы советской эпохи и по жанру близок к триллеру. Характерно внимание к деталям, которые в финале складываются в одну картину. Омон Кривомазов — будущий герой советского космоса. Курсант летного училища им. Маресьева, с детства мечтающий о небе, он готовится к полету на Луну. С детства все вокруг только и говорят, что о космосе. Всего-то надо отдать Родине сначала ногу, а затем, возможно, и жизнь. Во время учебы Омон обнаруживает, что все, что он знал о своей родине, было неправдой. Вскрывая все новые и новые слои лжи в надежде обнаружить под ними твердую основу, он проваливается в пустоту и понимает, что опоры нет — вся советская действительность, такая устойчивая и надежная с виду, сверху донизу была фальшью. Роман повествует также о самом полёте и «разоблачении» космонавтики.
«Жизнь насекомых» — второй роман Виктора Пелевина. Действие романа разворачиваются в начале 1990-х годов в Крыму. В книге существуют параллельно два мира: человеческий и мир насекомых. Соответственно, каждый из героев выступает то в одной, то в другой своей ипостаси, а временами — в обеих разом. Они не противопоставлены друг другу, а неразрывно связаны и дополняют друг друга. Выбранные автором персонажи являются типичными представителями общества начала 1990-х годов в России. Однако, этот факт сам по себе роли не играет, поскольку типажи весьма универсальны и адекватны для любого времени. В тексте есть отсылки к учению Карлоса Кастанеды, Марка Аврелия и буддизма.
«Чапаев и Пустота» — третий роман Виктора Пелевина, который принято считать его главным романом. В 1997 году роман был включён в список претендентов на Малую Букеровскую премию. Лауреат премии «Странник-97» в номинации «Крупная форма». Сам автор характеризует так: «Это первое произведение в мировой литературе, действие которого происходит в абсолютной пустоте». Действие романа затрагивает два периода — охваченную Гражданской войной Россию 1918–1919 годов и постперестроечную Россию середины 1990-х. Центральный план повествования — восприятие действительности поэтом-декадентом Петром Пустотой, находящимся сразу в обоих временных отрезках. В революционной Москве Пустота знакомится с легендарной личностью Василием Чапаевым и уезжает с ним на фронт Гражданской войны. В современной же России Пётр является пациентом психиатрической больницы, в которой вместе с другими душевнобольными проходит экспериментальный курс реабилитации под наблюдением профессора Тимура Тимуровича Канашникова.
«Generation „П“» («Поколение „П“») — постмодернистский роман Виктора Пелевина о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. Именно этот роман сделал Пелевина из нишевого автора литературной звездой общероссийского масштаба. Действие романа разворачивается в Москве 1990-х годов. Главный герой романа — Вавилен Татарский, интеллигентный юноша, выпускник Литературного института, своё необычное имя он получил от отца — поклонника Василия Аксёнова и Владимира Ленина. Татарский — собирательный образ «поколения П» — поколения семидесятых. Благодаря случайности он попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять рекламные слоганы. Таким образом, он становится сначала копирайтером, затем «криэйтором». Задачей Вавилена становится адаптация рекламы зарубежных товаров к отечественной ментальности. Затем Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую. Татарский участвует в создании телеобразов государственных деятелей и самой политической жизни страны с помощью компьютерных технологий. Однако он постоянно мучается «вечными вопросами», кто же всё-таки этим управляет, и в конце становится живым богом, земным мужем богини Иштар.
5. Священная книга оборотня (2004)
«Священная книга оборотня» — шестой роман Виктора Пелевина. Самый простой и печальный роман, рассказывающий историю о женщине, которая умела оборачиваться лисой. Это история любви древней лисы-оборотня по имени А Хули и молодого волка-оборотня, генерал-лейтенанта ФСБ, Александра Серого об их непростых взаимоотношениях, о поиске жизненного пути всех живых существ, о роли любви в стремлении достижения высшей точки духовности. Отношения главных героев разворачиваются на фоне щемящего оскудения русской земли, распада привычного уклада.
«S. N. U. F. F.» — десятый роман Виктора Пелевина, издан в декабре 2011 года тиражом 150 000 экземпляров. Пелевин переосмыслил SNUFF как Special Newsreel/Universal Feature Film. Мир, описанный в «S. N. U. F. F.», разорван на две неравные части. «Цивилизованный» «офф-шар» парит над землей, и там процветают богатство, стерильность, цинизм, высокая культура и права личности. Поверхность земли — так называемая «Уркаина» — населена нищими, грубыми и невежественными орками, годными, по мнению цивилизованных обитателей офф-шара, разве что в качестве пушечного мяса для ритуальных войн. Повествование ведётся от лица «человека» — Демьяна-Ландульфа Дамилолы Карпова, работающего оператором вооружённой беспилотной летающей кинокамеры. В гражданской жизни Карпов живёт со взятой в кредит сурой по имени Кая, которая втягивает его и двух «орков» в интригу, завязанную на её личных интересах и интересах элит. В романе есть много скрытых и явных отсылок к современному миру, шуток, каламбуров и метафор. Текст изобилует обсценной лексикой и «новоязом», по большей части образованным из английских и русских слов, изменивших своё значение в описываемом мире будущего.