Мы ценим и любим все формы актерского мастерства, будь то кино или телевидение, коммерческая игра или озвучка. Но особенно мы любим театр и считаем, что театр по-прежнему важен. Игра на сцене — это всеобъемлющий процесс, который включает в себя активное сотрудничество множества разных людей. Искусство, процесс и эффекты живых выступлений невероятно важны в современном мире социальных сетей, цифровых технологий и экранов. Именно поэтому так важно посещать театр, особенно холодными осенними вечерами. Мы рассказали о четырех постановках, которые можно будет посмотреть в октябре.
«Враги. История любви»
«Враги. История любви» — спектакль по одноименному роману 1972 года нобелевского лауреата по литературе Исаака Башевиса-Зингера. На сцене московского театра «Современник» постановка появилась в феврале 2011 года.
Спектакль поставил ученик Георгия Товстоногова Евгений Арье, режиссер израильского театра «Гешер». Сценографией занимался художник Семен Пастух. Он приподнял сцену и наклонил ее к зрителю, а вместо привычных деревянных подмостков использовал металлическую решетку с рельсами, по которым ездят кулисы, декорации и реквизит. В 2012 году спектакль «Враги. История любви» стал лауреатом «Золотой маски» в номинации «Специальная премия жюри» и «Событие года» премии Станиславского, а также получил приз «Звезда театрала» за лучший актерский ансамбль.
Сюжет: Действие постановки разворачивается в Америке середины 1950-х годов. Главный герой Герман Бродер — уцелевший после Второй мировой войны еврей. Он потерял жену и детей, а его самого спасла служанка Ядвига, на которой он из благодарности женился. Но даже в мирное время Бродер не может вернуться к нормальной жизни, постоянно рефлексирует и мучается чувством вины из-за трех женщин. Беззаветно любящая его Ядвига печет маковые рогалики по утрам и помогает принимать ванну. Капризная и такая манкая Маша дает Герману возможность чувствовать себя живым, одно ее присутствие будоражит все рецепторы. Она любит его как кошка, хоть порой и грозится уйти. И, наконец, Тамара, застрявшая где-то между прошлым и настоящим героя: она призрак его юности и живое напоминание о родине.
Место: Театр «Современник»/ Чистопрудный бул., д. 19
Дата: 07 октября
«Фаина. Эшелон»
Спектакль Иосифа Райхельгауза по документальной повести Фаины Райхельгауз. Иосиф Райхельгауз поставил спектакль на основе воспоминаний своей матери, посвятив его всем, чье детство и юность совпали с трагедией Великой Отечественной войны. Здесь очень много личного — боли и радости, отчаянья и надежды, растерянности и простой радости бытия. А еще — много любви: ребенка к матери, женщины к мужу, а главное любви к жизни, которая стала для целого поколения спасательным кругом в водовороте немыслимых с точки зрения сегодняшнего дня событий. Спектакль получил премию центрального федерального округа в области литературы и искусства, номинация «Театральное искусство» в 2020 году; театральную премию «МК» — 2021 В номинациях: Лучший спектакль. Малая форма. Лучшая женская роль — Елена Санаева. Лучший художник — Мария Трегубова.
Сюжет: По замыслу режиссера героиня (роль Фаины играет народная артистка РФ Елена Санаева) будет в течение всего спектакля варить настоящий борщ, которым в конце спектакля угостит зрителей, спокойно, без пафоса рассказывая зрителям эпизоды своей биографии. Эпизоды, которые заставят людей содрогнуться и заплакать, засмеяться и задуматься. Роль Мамы Фаины, погибшей во время бомбежки на глазах главной героини и навсегда оставшейся молодой в ее памяти, играет Татьяна Циренина. Специальная система, расположенная под полом зрительного зала, создаст эффект движения поезда. Зрителей ожидает полная иллюзия движущегося состава — с качанием, внезапными остановками, ускорением и замедлением движения. При помощи видеопроекции стены зрительного зала превратятся в мелькающие реалистичные картины театра военных действий, которые зрители увидят как бы через окна вагона.
Место: Московский театр «Школа современной пьесы»/ Неглинная ул., д. 29, стр.1
Дата: 10 октября
«Толстого нет»
Московский театр «Школа современной пьесы» стоит посетить хотя бы ради спектакля по пьесе Ольги Погодиной-Кузминой «Толстого нет» в постановке Александра Созонова. Название воистину говорящее — самого Льва Николаевича в спектакле действительно нет, он появляется лишь в виде изображений, звуков, незримо присутствует ежеминутно. Семейная драма, разыгрывающаяся в графском имении, стала основой сюжета пьесы. Ольга Погодина-Кузмина создавала ее на базе подлинных документов — мемуаров, писем, дневников. Детали, коллизии, нюансы отношений между мужем и женой, матерью и детьми, братьями и сестрой строятся на весьма интимных подробностях. Вместе с художником режиссер превратил помещение театра в одного из полноправных участников драмы. Позолоченные стены, украшенные лепниной и зеркалами, то светятся волшебным светом, то покрываются плесенью, то охватываются пламенем пожара. Нестандартное решение пространства позволяет зрителям ощутить себя в центре событий — в жизни несчастливой семьи.
Сюжет: Ясная Поляна, 1910 год. 82-летнему Льву Николаевичу Толстому жить остается считанные месяцы. В усадьбе собирается вся семья — во главе с Софьей Андреевной, женой писателя. Софья Андреевна — 66-летняя графиня, прожившая в браке с великим писателем почти полвека, долго терпела рядом с собой гения. Не просто терпела — была прекрасной супругой, родившей 13 детей. Она всегда добросовестно выполняла материнские обязанности, не перекладывая их на нянек и мамок, но при этом ухитрялась вести дела по подготовке и переписке рукописей великого мужа. Казалось бы — идиллия. Однажды все кардинальным образом изменилось. Посмотрев этот спектакль, вы поймете, кем могла быть жена гения — ангелом или демоном, музой или проклятием.
Место: Московский театр «Школа современной пьесы»/ Неглинная ул., д. 29, стр.1
Дата: 13 октября
«Старомодная комедия»
Многие знают советский фильм с одноименным названием с Алисой Фрейндлих в главной роли. Старое доброе кино о вечных ценностях. В театре Российской Армии у вас есть возможность увидеть замечательный спектакль с великолепным актерским дуэтом — Алиной Покровской и Сергеем Колесниковым. Нежная и трогательная история новой любви, доверия и взаимопонимания.
Сюжет: Действие пьесы происходит на рижском взморье. В санатории на берегу Рижского залива Лидия Васильевна сталкивается с главным врачом этого санатория Родионом Николаевичем, человеком довольно консервативных взглядов. Родион Николаевич вызывает пациентку Лидию Васильевну по поводу нарушения санаторного режима: она, несмотря на преклонный возраст, поёт песни по ночам и лазает в окна. Пациентка оказывается с характером, за словом в карман не лезет и ни в чём не уступает молодым. «Женщина в любом возрасте должна блистать, быть великолепной! И сдаваться нельзя!» — вот кредо бывшей артистки. В их взаимоотношениях возникают странные, совершенно нелепые, комедийные ситуации, подкрепленные блистательными диалогами, острыми шутками. Так начинается история отношений двух одиноких людей. История, которая будет соткана из тончайших чувств и в которой не будет ни слова о любви.
Место: «Театр Российской армии»/ г. Москва, Суворовская площадь, д.2
Дата: 27 октября