Слово «авангард», что в дословном переводе с французского означает «передовой, идущий в первом отряде» по-прежнему ассоциируется с Европой, и лишь немного — с Россией и постсоветским пространством. Судьба этого направления искусства в течение времени складывалась по разному — его ругали, называли губительным, вдруг возводили на пьедестал, отчаянно подражали и копировали — и лишь для немногих он был органическим продолжением творческого пути и мировоззрения. Это явление особенно интересно наблюдать и анализировать, рассматривая модернестические течение в таки[ традиционных и архаичных регионах, как Закавказье. В начале декабря Третьяковская галерея познакомила мир с азербайджанскими революционерами искусства, перенимает эстафету — Пушкинский музей со своей новой экспозицией «Грузинский авангард: 1900–1930-е».
Повторять, что у Грузии есть вкус — уже даже неловко. Это на деле доказали современные дизайнеры и художники, сохранившие то, что делает их особенными, и сумевшие это «особенное» вписать в общую мировую культуру. «Красота листвы зависит от основания — корней», — гласит древняя китайская мудрость, заручившись этнографическими премудростями, идём смотреть и разгадывать точки силы великих!
Экспозиция начинается со входа (логично!:), но входа не обычного: это верёвочная дверь, как в древних грузинских поселениях, на которой проектором выведены ландшафты старой Грузии. Когда зритель попадает в «дом» грузинской культуры, который по сей день является симбиозом незыблемых основ предков и неумолим движением и развитием вперёд, первое, что трогает воображение – музыка. Ноты народной грузинской мелодии нарочно слышны в первой комнате лишь едва. Охарактеризовать звучание сложно – эта музыка не грустная и не весёлая, она как нечто живое, в котором отражаются все оттенки бытия. Вы озираетесь по сторонам, словно став тайным свидетелем чего-то сокровенного, прислушиваетесь и хотите прикоснуться к чему-то, что неосязаемо, но совершенно очевидно. Целый этаж следующий далее – работы Нико Пиросмани – безвестного при жизни самоучки. В последнее верится с трудом: врождённое чувство цвета и композиции, пропорции и способность передать саму жизнь в одной иллюстрации, а не ловко скроенную декорацию, можно объяснить только одним – Нико не было доступно профессиональное художественное образование, но он умел смотреть особенным чутким и внимательным взглядом на обычные для других вещи. Сюжеты его картин – традиционные сцены грузинского быта – колоритные застолья, любовные мотивы, исполненные в нетрадиционной манере живописи. Художник не пользуется базовыми академическими законами рисования, но его наивная авторская манера лишь раскрывает перспективу и широкую вариативность грузинской культуры.
Не беспричинно героем многочисленных снимков по геолокации выставки (которые, кстати, делать запрещено, потому что в экспозиции представлены редчайшие экспонаты из частных коллекции:) стал Ладо Гудиашвили. На контрасте с предыдущим мастером герои его полотен — мифические персонажи, феи и времена года, явленные в женских образах. Для создания романтических сюжетов живописец использует холодные синие, бирюзовые цвета и широкий спектр их оттенков. Персонажи словно окутаны дымкой, как и сознание смотрящих — они попадают за занавес, незримого, невиданного ранее мира. Если работы Пиросмани — зримая и «простая» сторона грузинской жизни, то созданное Ладо Гуашвилли — её внутренняя составляющая, сокровенная тайна, дух.
Более двухсот единиц выставки – это станковая живопись, театрально-декорационная графика, обложки книг, журналов и афиш, подготовленных грузинскими иллюстраторами из крупнейших музейных и частных собраний России и Грузии.
Череда кубофутуристических пейзажей, портретов и коллажей Кирилла Зданевича занимает длинные коридоры.
В оцифрованном формате представлен «Кавказский альбом» яркого российского авангардиста Михаила Ле-Дантю из коллекции ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Дневник художника — сборник этюдов из путешествий по Грузии, Тифлису, Северной Осетии и другим регионам Кавказа. Помимо тематически кавказских работ альбоме собраны карандашные наброски, эскизы и зарисовки произведений ассирийского, египетского и древнерусского искусства. С ними зрители могут ознакомится самостоятельно, собственноручно «листая» интерактивное собрание.
Организаторы экспозиции хотели показать насколько колоритен, узнаваем и самобытен оказался авангард в Грузии. Художественные критики акцентировали внимание на том, что искусство грузинских мастеров не было лишь стилистическим ответвлением от традиционной манеры — это было полноценное, мощное течение, особое интеллектуальное развитие и виденье, новый виток сознания. Это был сильнейший энергетический импульс, который оказал влияние на всю страну и «потеснил» догматически-религиозную доктрину искусства и самой жизни, но «потеснил» не отрицая и не порицая её, а став органическим и гармоничным продолжением истории.
Самые поздние работы грузинского авангарда датируются 1930-м годом. После — для передовых движений в искусстве настали не лучшие времена. В пору шаблонов и репрессией Советского союза для всех, кто не желал в них вписываться, модернестические течения больше не могли существовать. Их приверженцы из различных сфер (литература, театральное искусство, живопись и проч.) продолжали своё развитие тайно. О многих из мастеров именно в это время начинают говорить в Европе. Но на территории Советского пространства течение авангарда прерывается.
Работы Нико Пиросмани, Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе и других грузинских мастеров авангарда можно увидеть в отделе личных коллекций Пушкинского музея до 12 марта.