Визуальный образ всегда играл большое значение в жизни человека. По внешним признакам можно было определить сословие, род, увлечения хозяина. И если раньше по одёжке только встречали, то сегодня — по ней же и провожают. И речь идёт не о себестоимости и престижности вещей. «Одежда современного человека — это интеллектуальный выбор, характеризующий его точно также как выбор музыки или художника», — говорит об этом Ян Фабр, знаковый представитель современного искусства. Совокупность индивидуальных предпочтений и актуальных запросов отдельной личности, в свою очередь, образуют общие тенденции, направления мысли общества, иными словами — Моду.
Она, как и любая другая индустрия, и любое другое (не побоимся этого сопоставления!) искусство, вопреки обратным убеждениям, требует определённых и весьма конкретных знаний. Как невозможно создать (или просто ясно воспринять) произведение абстрактного искусства, не пройдя до этого долгий и тернистый путь познания классической академической живописи, так невозможно понять мотивы тех или иных тенденций в дизайне и моде, не зная хотя бы базовых принципов стилистики и истории костюма. Мы подготовили небольшой список книг, которые помогут ориентироваться в этом немного лучше.
Собрание книг «VOGUE. Легенды моды»
В коллекции представлены биографии ярчайших представителей дизайна – Коко Шанель, Эльза Скиапарелли, Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор и многие другие. Книги этой серии продаются по всему миру и существуют на разных языках, самые частые – на английском, русском, французском и немецком. Издание будет интересно не только интересующимся модой, но и любителям качественной публицистики и фотографии. Все книги сопровождены редчайшими архивными снимками, эскизами и иллюстрациями. Большое внимание уделяется мировоззрению дизайнеров – на отдельных страницах выведены цитаты, главные жизненные принципы и просто интересные мысли творцов. Каждое издание оставляет вполне завершённую картину не только о жизни и творчестве каждого мастера, но и об эпохе, в которой они творили.
Невозможно не заметить на книжных полках и серию «Маленькая книга».
Компактное, максимально яркое и стильное издание. Несмотря на размер, книга не только красивая, но и очень информативная. Коллекция также существует на разных языках.
Всё чаще в современных именитых коллекциях встречаются аллюзии на традиционные мотивы. Обладающему знаниями традиционная одежда расскажет о мировоззрении, ценностях и духовных исканиях народа. Понимать эстетику и модель национальных костюмов – иметь в руках ключ к культурному коду целой нации. Лучшие помощники в этом деле – тематическая литература, музейные фонды и архивы, а также, книги, свободно доступные в книжных магазинах. Разбираться в эстетике и символике национального костюма помогут следующие издания:
«Русский народный костюм», Пармон Федор Михайлович.
Автор предлагает понятную методику изучения русского традиционного костюма. Систематизированный материал помогает целостно воспринимать костюм в контексте истории и духовных исканий народа, позволяет применять знания творческого первоисточника в современности.
«Русский сарафан. Белый, синий, красный», Горожанина Светлана Валентиновна.
Наверное, единственное в своём роде издание, посвящённое целиком и полностью русскому традиционному сарафану. Главная деталь женского костюма проанализирована с точки зрения видоизменяющейся формы и колористики, которая является основополагающей в русской национальной символике.
KIMONO, Anna Jackson.
Книга Анны Джексон – коллекция самых выдающихся образцов традиционных кимоно с потрясающими примерами атмосферы ушедших эпох. Традиционная японская одежда видоизменялась с течением времени, но основные её элементы остались практически неизменными. По сей день поверхность наряда украшает искусное ткачество и вышивка ткачество, уникальный рисунок, исполненные в тщательно подобранной цветовой гамме. По рисунку, фасону и цвету знающий человек сможет издалека определить пол, возраст, статус и состояние хозяина. Уникальная техника создания традиционных кимоно делает каждое из них подлинным произведением искусства. Книжные обзор знакомит читателя с кимоно, принадлежавшими представителям императорского двора, самурайской аристократии и богатым купеческим классам периода Эдо (17-18 век); и другими выдающимися образцами традиционной японской одежды. Автор также показывает, как современные дизайнеры воплощают в своих творениях слияние новых инновационных методов, традиционные взгляды и вдохновение модернистической эстетики. Издание особенно заинтересует востоковедов, знатоков и любителей японской культуры.
Traditional Couture. Folkloric Heritage Costumes, Gregor Hohenberg
Это издание – подлинная энциклопедия традиционных немецких костюмов. Исполненные в высочайшем качестве ткани, искусные прикладные элементы, неповторимая педантичная техника воплощает собой культурный код нации и неповторимый национальный стиль. Автор собрал материалы о национальных одеждах различных регионов Германии. В своей книге он представил множество снимков людей, молодых и старых, облачённых в национальную одежду. Книга содержит в себе не только энциклопедическую ценность: автор проводит параллель между каноническим немецким фолклором и авангардом. Грегор Гохемберг приходит к выводу, что именно фундаментальное, традиционное и нерушимое вдохновляет сегодня самых интересных, смелых и революционных художников и дизайнеров. Прикладные произведения мастеров прошлого историк считает невероятным феноменом на все времена. Отличительные детали национальной одежды — жемчуг, швы, вышивка и цвета – остаются совершенно неподвластными сезонным тенденциям в мире моды и не утрачивают свою актуальность который век подряд.
«100 лет моды», Блэкмен Келли
Яркое, насыщенное яркими снимками и иллюстрациями издание на русском языке, посвящённое самому богатому на перемены, двадцатому веку. Трансформация женской роли в обществе, переход от длинных платьев к открытым ногам и брюкам, революции и две страшные войны, изменившие мир моды и весь мир в целом – книга позволяет проанализировать развитие столетней человеческой истории через визуальные формы времени, а именно – моду.
Ежегодная выставка института костюма – самое яркое событие в своём роде. Каждый экспонат – отражение духа и атмосферы времени. Выставленные в современном пространстве музея в Нью-Йорке, модели костюмов создают в сознании целостный и взаимосвязанный путь развития личности эпохи, выраженной в моде и искусстве. В представленном издании институт в соавторстве с VOGUE выпустил эксклюзивные архивные снимки и работы фото-икон современности, таких как Энни Лейбовиц, Марио Тестино, Стивен Майзель, и Крейг Мак Дилан, подкреплённые ценными знаниями и самобытным видением легендарных редактор журнала – Грейса Коддингтона, Гудмана, Хэмиша Боулза, Джонатана Ван Метера и других.
«История моды. Сто платьев, изменивших мир», Фогг Марни.
Путь канонического элемента женского гардероба – платья, от роскошных нарядов французских императриц до длины мини от Мэри Куант, и моделей нью-лук Кристиана Диора, революционного для европейской моды 19 века и вернувшего женскому силуэту аристократичность и изящество. Каждое из представленных платьев наглядно демонстрирует как возникали новые визуальные формы моды в контексте времени. А то, как они все они цикличны, мы видим в произведениях современности.
Тема моды в советском союзе заслуживает отдельного внимания. Какой она была и могла ли вообще существовать в подлинном смысле своего слова в условиях тоталитарного режима и лозунгах, твердящих о неоспоримом всеобщем равенстве и строго карающих всякое отличие? Как в это время жили люди, не согласные со всеобщими устоями и осознающие природную самобытность, многогранность и потребность в самовыражении личности? Чтобы попытаться понять это, нужно обратиться к свободной и чаще всего запрещённой литературе периода, называвшейся страшным словом «ТамИздат», изучать архивы и документы. Но ещё одна лазейка в прошлое – мода. О том какой она была расскажут без обиняков следующие издания:
«Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14», Алла Щипакина
Не смотря на то, что вся страна, казалось, провела практически весь 20-й век за «железным занавесом» откуда-то в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Риме знали советских модельеров и манекенщиц. Книга «Мода в СССР» рассказывает о тайной жизни тех, кто отвечал за то, каким заграницей видели редкого советского человека. Издание раскрывает перед читателем закулисную жизнь людей моды того времени. В книге опубликованы эксклюзивные снимки с закрытых вечеров и показов, архивные и совсем несоветские фотографии и множество интересных фактов – всё то, что было напрочь закрыто от посторонних глаз.
Следующий «отечественный» лот – книга Александра Васильева «Этюды о моде и стиле».
Александр Васильев – историк моды, чья коллекция костюмов включает в себя лучшие образцы различных эпох и стран всего мира. В 1980-х собиратель эмигрировал во Францию, где постепенно приобрел редчайшее и единственное в своём роде собрание костюмов 19-го и 20-го века. О них, воспоминаниях о родителях, о судьбе русской эмиграции, знаменитых русских балеринах и актрисах и рассказывает в своей книге Александр Васильев. Материалы также сопровождаются размышлениями историка об эволюции и трансформации костюма во времени.
Карл Лагерфельд. «Мудрость жизнь, философия стиля».
Карл Лагерфельд – человек, не нуждающийся в представлении. Креативный директор Chanel, автор концепции собственного бренда, фотограф и продюсер – живая легенда – предстаёт на страницах издания в своих лучших изречениях о моде, жизни, женщинах, в цитатах и взглядах.
Личность этого человека незаурядна настолько, насколько это вообще возможно. Эти природные качества отточены до совершенства строжайщей самодисциплиной и непрекращающейся работой над собой и самообразованием. Всё, что написано об этом человеке, стоит почитать.
Список хорошей литературы об искусстве моды можно продолжать бесконечно. Полки любого, уважающего себя, книжного магазина ломятся от литературы о fashion-индустрии, биографий дизайнеров и модельеров, каталогов и книг по истории моды. Свободно открыты к просмотру музеи костюмов и архивы библиотек с образцами. А мы на сегодня останавливаемся на предложенном списке. Приятного чтения!