24 декабря вышел новый альбом «2004» нашумевшего артиста родом из Казахстана Скриптонита. За два года отсутствия сольных альбомов, он успел не только выпустить альбом новой инструментальной группы «Gruppa Skryptonite», но и основать свой лейбл Musica36. Несмотря на то, что сам Скриптонит говорит об отсутсвии какой-либо концепции повествования или сюжетной линии в альбоме, он замаскировал много интересных и загадочных «примочек» не только в самой музыке, но и в эстетике альбома. Название альбома «2004» является некой отсылкой к строчкам из трека «Сливочное масло»: «…На улице два, два нуля и четыре. На улице мыслят гораздо пошире. Кровные не усмотрели за малыми. Пацы говорят, надо двигаться с ними…». Также сложно не отметить параллель между названием лейбла Musica36 и датой выхода альбома 24.12. При любом сложении цифр мы получаем название лейбла, который в свою очередь, является датой рождения Скриптонита (артист родился 3 июня 1990 года — прим. редакции): 12+24=36 или 1+2=3 и 2+4=6 — итог 36! В альбоме ровно 24 трека, но песен — всего 16, остальное — это интерлюдии и небольшие приветы от друзей артиста.
Альбом до конца января доступен только в Apple Music, потому что — это часть совместной мировой промо-кампании Apple Music и Musica36. Также, Скриптонит стал первым артистом из России, попавшим на обложку глобального плейлиста Apple Music «Главные новинки» и дал интервью одному из самых авторитетных журналистов планеты Зейну Лоу.
Почти два года ожиданий стоили конечного результата премьерного альбома одного из самых загадочных артистов, создающего из нот, битов и слов настоящие звуковые шедевры, которые признают не только слушатели рэпа и хип-хопа, но и других жанров. Он максимально тщательно работает над звучанием, вырабатывая звук до совершенства, собирая идеальную мозаику, а вся музыка записана на старом аналоговом оборудовании. Наша редакция связывает это с искренним желанием артиста создавать музыку, продуманную до мелочей, затрагивающей чувства и эмоции людей.
Стоит отметить, что при прослушивании нового альбома нас не покидало ощущение возврата назад к «доброму», качественному западному хип-хопу, пронизанному нотками южного колорита.
1. «Привычка» feat. Andy Panda & 104
Первый трек встречает слушателей сложной смесью разных звучаний, вошедших в основу трека, от трогательных и нарастающих тревогу до мелодии радара. Накаленную атмосферу сбивает интенсивный бит и мотивирующие рэп-куплеты. Три приятеля рассказывают о своем пути, сложном, наполненном трудностей, но успешном, ведь они живут, делая то, что приносит им удовольствие, не изменяя себе.
«…Не, это не привычка, это в моем ДНК…»
2. «Москва любит…»
Под медленную игру струнных и пробивающие звуки техники, стойкий голос Адиля Жалелова (настоящее имя Скриптонита — прим. редакции) повествует о городе, убивающим личности, заставляющим терять принципы, делающим из любого бедного. Мегаполис может закрутить в своей серости каждого и тут не стоит верить и надеяться на чудеса. Сэмплом данной композиции стал трек «Аргумент» музыкальной группы из Казахстана Jillzay, солистом которого являлся сам артист и другие артисты лэйбла Musica36.
«…Ведь вся твоя жизнь не тетрадки, а лишь общая тетрадь…
Ты пропавшая без вести в воображаемом бизнесе…»
3/4. «Шуг» (скит)/ «Шуг»
Небольшой перевод разговора с известным на весь мир рэп-магнатом Шуг Найтом, который состоялся в интервью Тупака Шакура (один из самых влиятельных хип-хоп исполнителей и продюсеров в мире, которого также называли Makaveli — прим. редакции) 4 сентября 1996 года. Стоит отметить, что Шуг Найт являлся основателем и генеральным директором «Black Capital Records», а также продюсером Тупака Шакура, Снуп Дога, Dr. Dre и многих других известных личностей. Интересно, что озвучка происходит женским голосом под ритмичный бит и фоновый оригинал разговора.
Наша редакция проводит параллель между идеологией не так давно основанного лэйбла Скриптонита MUSICA 36, и фразой Шуга Найта: «Мы командуем этими улицами и хотим дать братьям возможность заработать денег. Мы знаем, что у Вас тут полно таланта. А у нас есть способ сделать так, чтобы талант принес им бабки.»
Скит плавно переходит в одноименный трек, в котором жестко и беспрерывно музыкант диктует о том, что наши успехи зависят только от нас.
«…Я заработал сегодня все, что ты копил всю жизнь, и до обеда
Кость со стола — твоя победа, ммм…»
5. «Колеса»
Тот привычный грязный и качающий трэп от мастера, повествующего о ничтожности общества, стремящегося познать вредные привычки жизни из-за лживой нужды гнаться за трендами и подстраиваться под других. Не стоит забывать, что очень легко застрять в этих «колесах», которые всех манят, так и не познав нормальную жизнь.
«…От проблемы не с***аться, но тебе по*** это
Ведь ты лишь хочешь подсластить ее конфетой…»
6. «Не твоё» (Интерлюдия)
Замиксованный сэмпл из знаменитого хита «Танцуй сама» первого студийного альбома «Дом с нормальными явлениями» и односложные конфликтные стихи автора о его стиле жизни, не требующего признания или осуждения. Пока все остальные пребывают в вечных ожиданиях, снах и попытках жить как живут Адиль и его ребята, он «поднимает людей и деньги.»
«…Мне насрать на мечты, я живу этим днем
Я плевал на листы, ведь стригу как газон их…»
7. «Ok, ok»
Знакомый звук неработающего телевизора неожиданно сменяется грубым и взрывным битом с мутными рэп-куплетами артиста, держащим на протяжении всего трека в некой тревоге, но вместе с этими яркими эмоциями, мелодия вызывает на танец своим интенсивным битом и зарифмованными строками, которые задают атмосферу. Небольшая зарисовка о тех самых ребятах, живущих по принципу «казаться, а не быть», пытающихся вписаться в общепринятые понятия хайпбиста, производящих впечатление на других, нацепив куртку брата и джинсы из Китая, живущих за счет девушек или своих теток.
«…Четки выкинул в бак, шар залил за счет телки
Четкий вид *баклак, звони тетке
Ты ведь любишь брать с ее полки
Ты ведь любишь тратить все и сразу…»
8. «Тем более два» (Интерлюдия)
Мостиком между взрывным треком с оглушительной энергетикой и искренним разговором со слушателем становится спокойное откровение под нежную игру струнных и бас барабанов. Несмотря на то, что восьмая дорожка является интерлюдией, она имеет свой незаменимый вклад. Меньше чем за минуту честные строки о жизни, о взрослении и о понимании сложности пути маленького пацана из Павлодара до жизни в шике, и продажности людей вокруг, стремящимися быть как он (но двоих или даже троих тут быть не должно), западают в душу, подготавливаю платформу для следующей строчки в альбоме. Стоит отметить, что данная интерлюдия стала началом клипа на песню «Як 2».
«…Я был маленький пацан, но кажется стал мужик
Когда начал понимать, чего тебе стоил шик…»
9. «Як 2»
На этот трек артист уже успел выпустить одноимённый короткометражный фильм «Як 2», потому что назвать данную работу клипом просто невозможно. Любители фильма «Начало» режиссера Кристофера Нолана точно найдут отклик в сердцах после просмотра данной работы, в которой одна часть перетекает в другую, находясь в третьей истории.
Интересно, что картина начинается с интерлюдии, наполненной мыслями о явных минусах приобретённого статуса, тема находит отклик и в самом треке. В кассетном магазине, который затерялся где-то с 2000-ых, стоит «в такой же майке, что и 10 лет назад» автор трека и перекручивает кассеты, вспоминая юность и удивляясь тому, как прогресс рождает бесчувственных и материальных людей. Нахождение именно в кассетном магазине, где он собирает и разбирает кассеты, неслучайно, ведь Скриптонит своего рода инженер качественной музыки. Выливая коньяк на пол в магазине мы плавно перемещаемся во второе место действия кинокартины, где, уставший от одинаковых людей, интроверт, продолжает опустошать бутылку, оставляя за собой след на дорогах запутанного мегаполиса. Серые краски города оживают в затемнённой яркой ванной комнате с запотевшим зеркалом с подписью «36». В откровенном виде, сидя на унитазе, музыкант раскрывает душу и повествует о сумасшествии людей, гонявшихся за подробностями его жизни, о потери любого интереса к ненужным разговорам и новым знакомствам. Потерявшись в жидкости бутылки, зрители оказываются в затуманенном клубе опьяневших людей, от которых и убегает Адиль, их просто невозможно терпеть на трезвую голову. Ему все равно на веселье, происходящее за стенами туалета, если была бы возможность, то он просто бы играл в приставку и курил.
Режиссёром картины выступил Медет Шайхметов, который ранее уже работал над клипами «Витамин» и «Вечеринка», сценаристом стал сам автор музыки и слов. Большой команде талантов удалось создать сильный короткометражный фильм, захватывающий своей идеей, осознанностью и стилем.
«…Мне кричит в ухо несколько косарей рыл
Но мы взяли приставку, и я бы просто играл и курил, играл и курил
Вечером в три *бла не вылезали из своих мобил
А я как всегда делал вид, чтобы никто со мной не заговорил из новых знакомых…»
10. «Ха-ха-ха»
Гул надвигающейся сирены сбивают эйфорию затянутых веществ, звуки становится всё тоньше, а биты все громче и интенсивнее. На этом фоне, сквозь смех и летальный кашель, автор читает о безразличии к жизни других и личных ценностях, втискивая с середины композиции нежно и так кстати игру струнных и пискливый гул настораживающих сигналов. Стоит отметить, что на треке отчетливо слышен смех звезды NBA Кавая Ленарда (американский баскетболист, выступающий за команду NBA «Лос-Анджелес Клипперс», ставший спортсменом года по версии Associated Press — прим. редакции). Смех Кавая в какой-то момент стал своего рода мемом, который в 2018 году, после очередной пресс-конференции, наложили на легендарную заставку NBA on NBC.
«…Лучше сними свою маску
Лучше вообще её не одевать
Лучше беречь свои тапки
Не, меня не **ут твои тряпки
Лучше забыть все сказки
Не успеешь отплыть от мамки…»
11. 104 (Интерлюдия)
Тот самый привет от друга, о котором музыкант рассказал в кратком интервью для Apple music в поддержку выхода альбома: «В альбоме — 24 трека, но песен — всего 16, остальное — это интерлюдии и небольшие приветы от моих друзей.»
«…Я пленник своей жизни, а не стен
Наши капризы — тоже чей-то бизнес…»
12. «Ступеньки» (feat. 104)
Игра пианино как из трогательных драм изредка прорывается гудками телефона, поверх смеси этих звуков ритмично и в собственном стиле Скриптонит читает свои строки, советуя вместо того, чтобы считать чужие деньги, посчитать ступени, через которые пришлось пройти, чтобы добиться этого успеха.
«…Мне твоё не надо, так и ты моего не трогай
Хочешь считать чужое? Тогда посчитай ступеньки…»
Рэпер 104 добавляет своим куплетом немного грузного и уверенного рэпа, играя атмосферой трека.
«…Не святое, но особенное (деньги)
Не красят, как поступки, но подходят мне…»
13. «Мебель» (feat. Райда)
Этнические позывы гитары вступают в облачный тандем с хриплым голосом артиста, повествующем о жизни. Сменяя читку рэпа на воздушный гремящий вокал, Скриптонит играет со структурой композиции и тем самым дополняет трек мелодичными вступлениями.
«…Ты как дом им будешь или как мебель, в нём
Душу спрятал или видно как в небе днём
Сериал этот есть твоя жизнь, да
Не ты решаешь всегда…»
На подхвате насыщенный куплет с хриплым и журчащим тоном от Райда, лаконично и четко в 7-ми строках рэпер размышляет в стихах о жизни и существовании.
«…Нам тоже говорили жизнь научит
Лютый замес не предугадаешь
В любой момент могут убить вайб
Завалить могут и на айт…»
14. «Клевая» M’Dee (Интерлюдия)
Короткое музыкальное построение от молодого артиста лэйбла Musica36 — M’Dee. Волшебная романтичная композиция, где под строгий бит мягкий вокал Мади Токтарова (настоящее имя артиста M’Dee — прим. редакции) поет о прекрасной леди, покорившей его сердце.
«…Я таких как ты, никогда в своей жизни не видел
В мечтах не видал таких телок
Но инста говорит, что ты клевая…»
15. «… инсту»
После такой интерлюдии, казалось бы, слушатель ожидает трека с таким же романтичным и лёгким посылом, но не забывайте, что от этого артиста не стоит ожидать стабильности и уж тем более банальности. Пятнадцатая строчка в альбоме совершенно иной взгляд на девушку, о которой, скорее всего, и пел M’Dee. Под напряжённый бит льются мысли о социализации, которая пагубно влияет на людей, готовых сойти с ума, лишь бы показать себя. Отсылаясь ко второй строчке альбома, приходит осознание, что «Москва любит инсту», город, требующий фальши и лживой игры чувств для выживания.
«…Даже если ни*уя нет бабок
Обязательно надо их сфоткать в инст
В инст, в инст, в инст, в инст…
…Я стараюсь вести жизнь, а не инсту…»
16. «Кто на телефоне?» Truwer (Интерлюдия)
Почти две минуты приветствия, подгоняющего к самому треку, от ещё одного артиста в лэйбле Скриптонита — Truwer. Если упустить композицию и строение в альбоме, трек полностью заслуживает отдельного места в дискографии ему, присущая музыканту быстрая читка и многослойный бит.
«…Связь пропала, связь налажена
Вконец измотан, но пока не нажил до*уя, я буду здесь…»
17. «Сердца из железа»
Соло ударных задает усиленный бит перед вступлением самого артиста, голос которого уже стал отдельным инструментом в композициях. Трек повествует о людях, превратившихся в роботов, без чести и души. Система создает одинаковую «технику», знающую лишь о собственной выгоде и готовую терпеть всё, перекладывая свою ответственность на кого-то другого. И вновь слышится знакомый сэмпл из первого студийного альбома артиста «Дом с нормальными явлениями» — «На должном». Также в середине трека можно услышать сэмпл с женским вокалом, а именно Three Wishes «The Pierces».
«…Сердца из железа и стальные умы
Шальные вруны, когда ты решил уныть, все переплетут
Этот институт незнаний, хоть и им привычен кнут
И да, всего лишь вопрос времени, когда нагнут…»
18. «Карман»
Приятная игра нот пианино, сплоченная в спокойный бит и не торопливые стихи хриплым голосом. С протяжением трека вокал стихийно преобразуется в интенсивные рэп-куплеты и плавно переходит в ритмичные припевы. В треке вновь затрагиваются темы сложного пути, который со стороны многим кажется простым.
«…Делать бабки никогда не легко
То, что результат сегодня, делалось годами и в комп
Потом полистаем альбом, я здесь для того, чтобы дать им огонь…»
Скриптонит в данном треке отмечает тот период, а именно 2 года, на протяжении которых он не выпускал рэп альбомы. Но после своего возвращения он вновь «разорвал по швам» все хит-парады.
«Я ушел отдыхать и забрал из их *банной музыки пульс
Я вернулся и пьяный звучу лучше, чем плюс этой *люхи…»
19. «С*******я» (скит)
Почти пятидесяти секундный скетч, в котором слышны лишь заглушенные разговоры и шорохи, поддерживающие атмосферу и задающие сценарий следующего трека.
20. «Похвастаться»
Сольный трек с ярким и звонким голосом автора и звучащими на фоне звуками, напоминающими рутину. В треке «Похвастаться» не спроста идёт сравнение музыканта с главным героем романа Джонатана Свифта «Приключения Гулливера», ведь на данный момент многие готовы признать Адиля великаном рэп индустрии постсоветского пространства.
«…Труд и пот для меня есть трушный понт, болтуны
Лишь врут и смотрят в рот, купюры круговорот…»
21. Райда (Интерлюдия)
Интерлюдия от артиста Райда, совместный трек друзей занимает 21 строчку альбома. Немного стихов о том, как важно делать лишь то, что считаешь важным и не идти на поводу общественного мнения.
«…Все, как один, говорили своё мнение мне
Я в ответ держал все свои мысли в голове
Цифры мне не врут, я держу это в уме
Факелы дымят, и я с ними на Луне…»
22. «Ты это серьезно» (feat. 104)
Классический хип-хоп двух мастеров с клубной атмосферой двухтысячных. Совместные треки этих артистов имеют особую ценность, чего только стоит союзный EP музыкантов «Не ври, не верю», выпущенный в ноябре этого года. Трек «Ты это серьезно?» в атмосфере опьяненного эмоционального состояния очень ритмично и в присущем приятелям стиле залезает в умы и не покидает благодаря своему уникальному звучанию.
«…Ты это серьёзно? Да я поугарал
На улице грязно, но тебя не замарало
Ты это серьёзно? На улице темно
Ты ведь здесь всего лишь пятно, нет?…»
22. «Як 3»
Третья часть трека «Як» интенсивно с ноткой опасности, под гул сирены вносит свои правки в альбом. Интересно, что в припеве мы слышим уже знакомый женский голос, который встречался нам в ските на третьей строчке альбома — «Шуг». Параллельно робкой речи, который произносит перевод фраз с сэмпла данного трека, основанном на известной пластинке американского рэпера под псевдонимом Mims — «This is why I’m hot», выпущенной в 2007 году и занявшим первое место в чарте US Billboard Hot 100.
«…Сканер места на большой карман
Детка, мой карман — это капкан
Ни копейки на твой жадный зад
Хочешь золота? Поешь лучше салат…»
22. «Выходные»
Последний трек в альбоме зарисовывается с обычных хлопков, которые в последствии набирают оборот, приобретая фоновую игру струнных, грузный бит и смесь разного инструментала. «В этом весь Адиль», готовый создать из обычных хлопков сложную, структурную мелодию, у которой появляется собственный язык и умение говорить. Дополняют картину красочные откровения в стихах от автора, который рассказывает о том, как он видит себя и свою музыку.
«…Я устал пытаться быть лучше, мне казалось, я уже могу
Вышел из выхода грёз, пройдя к служебному
Я ностальгировал, но не хотел дежаву
Ты ненавидишь его, врежь ему…»
P. S. Говорить о мощи и силе мастера, который создаёт музыку для себя, тем самым делая её лучшей, думаем, что не стоит. Просто этот альбом достоин, как минимум, многократного прослушивания, чтобы понять и услышать весь вклад и раскусить детали пластинки. Именно такие альбомы в последствии являются хэдлайнерами десятилетий.
Альбом бомба??