Золотой фон, цветочный орнамент, откровенный эротизм, — картины австрийского художника Густава Климта невозможно не узнать. В 1908 году Климт дописал свой знаменитый «Поцелуй». Рассказываем, о чем молчит картина, и почему «Поцелуй» — шедевр, ставший самым узнаваемым произведением художника.
Густав Климт. Поцелуй. 1907-1908 гг. Галерея Бельведер, Вена
Густав Климт является одним из крупнейших представителей австрийского модерна (он был одним из основателей и президентом Венского сецессиона — сообщества художников-новаторов). Картина «Поцелуй«(Der Kuß) (1907–1908) относится к «золотому периоду» творчества Климта (золотого с точки зрения его плодотворности, а также использования в картинах большого количества сусального золота): в ней и отголоски византийской иконы, и витиеватые линии и цветочные принты в стиле Ар-нуво (модерн на французский манер). И не спроста, в это время художник активно увлекается декоративным искусством.
Фриза «Древо жизни». 1909 г. Дворец Стокле, Брюссель
«Поцелуй» — наверное, самая целомудренная картина художника. Большинство его произведений — ню(«Данная», «Золотые рыбки»), в начале 20 века Густава Климта даже обвиняли в чрезмерной откровенности и хотели выдворить из страны. Но «Поцелуй», помимо своей скромности, отличается и от других картин художника, посвященных возлюбленным (взять хотя бы фризу «Древо жизни»). На ней изображены мужчина и женщина, и только с первого взгляда может показаться, что это всепоглощающая и страстная любовь. На первоначальном эскизе действительно изображены влюбленные, стоящие на краю обрыва, однако итоговый вариант выглядит иначе.
Густав Климт. Рисунок «Обнимающаяся стоя пара», эскиз к картине «Поцелуй». 1907-1908 гг. Галерея Альбертина, Вена
Женщина находится в подчиненном положении, она стоит на коленях, упираясь кончиками пальцев в землю, ее ноги окутаны вьюном, будто оковами, а жесты очень двусмысленны и напряжены: пальцы на руках сжаты, будто сопротивляются, а лицо отвернуто (что уже не очень похоже на искреннюю любовь). Мужчина же выглядит старше женщины, у него заостренные и грубые черты лица, кроме того, его движения вполне уверенны (он крепко сжимает подбородок женщины). Такая двусмысленность наталкивает на мысль, что поцелуй не был добровольным или, как минимум, не был в радость. Такая интерпретация картины имеет место быть, поскольку в начале 20 века ситуация, когда молодая девушка находится «в подчинении» у богатого, уже далеко не молодого мужчины, была достаточно распространенной.
Тем не менее, «Поцелуй» стал настоящим шедевром. В нем соединены все самые характерные для творчества Климта техники, его мастерство, новаторство и скрытый смысл.
Что посмотреть?
- Фильм «Климт» (2005) — история страсти Климта к Лиа де Кастро, его борьбы за творческую независимость, его близкая дружба со знаменитым художником Эгоном Шиле и платонические отношения художника с Эмили Флеге, протянувшиеся через всю его жизнь.
- Фильм «Женщина в золотом» (2015) — историческая драма про потомков Густава Климта: история Марии Альтман (1916-2011), которая много лет вела судебные тяжбы против правительства Австрии за возвращение семейных реликвий, отнятых нацистами.