С каждым днем на мировой арене появляется все больше талантов из Казахстана. А может ли казахстанский дизайнер занять свое место на мировом рынке моды и дизайна? Мы встретились с молодым и популярным дизайнером Роксаной Адильбековой, чтобы поговорить о новом бренде, сложностях работы в России и Казахстане, о далеком будущем мировой и отечественной моды и многом другом.
Платье, ROXWEAR
TM: Расскажи немного о своем детстве и о детских мечтах. Сбылись ли они у тебя на данный момент?
Р.: В детстве я мечтала стать певицей. Но с возрастом я начала открывать в себе новые способности и таланты. Думаю, что да, мечта сбылась. Главное — что я делаю то, что мне нравится.
TM: В одном из своих интервью ты сказала, что твое увлечение модой началось благодаря бабушке: «Моя бабушка всегда была для меня авторитетом в области стиля и вкуса. У нее был безупречный вкус, вне зависимости от времени и моды». А с чего все же началось твое увлечение модой?
Р.: Да, безусловно, на меня повлияли мои близкие, в особенности, моя бабушка, мамина мама, она искусствовед и провела всю свою жизнь в экспедициях, собирала материал по прикладному искусству Центральной и Средней Азии. Я на всем этом выросла и мне все это было безумно интересно. Эстетическое воспитание я получила именно от нее. Все детство мы с ней рисовали, что-то придумывали. С тех пор я нигде себя не представляла, кроме как в творческой индустрии. Конечно, одежда была всегда для меня очень интересна, она является важным посылом и с помощью нее можно донести миру свои мысли. Я основала бренд уличной одежды, потому что для меня всегда была важна именно история и философия, которая будет отражать мою жизнь и меня. Я по натуре лидер, менеджер и поэтому я нашла для себя идеальную специальность дизайн-менеджмент, это менеджмент в сфере искусства.
TM: Ты получила образование в Нью-Йорке. Чем был обусловлен выбор города для обучения?
Р.: Во-первых, как только я решила получать образование в сфере дизайна, то сразу подумала, что лучшая школа, конечно же, в Нью-Йорке, а, чтобы еще и с уклоном в менеджмент, однозначно, выбор пал на Parsons. Плюс ко всему, я обожаю мегаполисы, кипящую жизнь, и Нью-Йорк, как раз, мой город. Именно там я чувствую себя, как рыба в воде и не представляю кем бы я вообще стала без этого города, потому что Нью-Йорк меня взрастил.
TM: Ты побывала в трех крупных странах мира: Казахстан, Россия и Америка. На твой взгляд, что объединяет людей и наоборот отличает в этих странах?
Р.: Люди, конечно, везде отличаются. Мы привыкли смотреть на Запад, перенимать все у них и должно еще родиться несколько поколений, чтобы у нас появился свой стиль и самодостаточность. Но при этом меня очень радует позитивная тенденция и на родине (Казахстан — Прим. ред.), и в России, которая заключается в том, что люди стараются делать что-то свое, находить свою аутентичность.
Платье, Laroom; рубашка, ЛиЛу; пояс Gucci
TM: Твой бренд, как ты уже сказала, направлен на уличную моду, а это своего рода первый подобный бренд на казахском рынке. Не было ли опаски, что люди не воспримут его и дело не пойдет?
Р.: Конечно, опаска была. До сих пор, хотя прошло уже 6 лет, как я основала этот бренд, у меня не появилось конкурентов в моей нише. Все эти годы я билась и шла против течения, создавала спрос, нежели подстраивалась под него. На данном этапе я чувствую, что переросла этот стиль. Когда я только начинала историю бренда «ОТТЕПЕЛЬ», считала, что вот это и есть я, но сейчас я выросла и мне хочется остаться в нише уличной моды, но делать более качественные и интересные вещи с некой историей.
TM: Я знаю, что сейчас ты запускаешь новый бренд. Каким он будет, в чем его главное отличие от «ОТТЕПЕЛИ»?
Р.: Да, это будет такой high-end streetwear. Это история всех людей постсоветского пространства, которые всегда мучались с тем, как себя позиционировать в мире. В связи с этим, у меня есть специальные бирки на моей одежде, на которой с одной стороны написано, как правильно их стирать, а на другой перечислены главные вопросы, которые задают нашим согражданам зарубежом. Мой бренд о людях с большой историей, но которые доделывают себя сами в рамках глобализации, в рамках современного мира. Именно поэтому у меня в одежде присутствует большое количество вышивок, азиатских мотивов, ковров, но при этом все ковры незаконченные. Концепция бренда — наше поколение делает себя само. Все ткани, которые мы будем использовать итальянские, большое внимание я буду уделять именно производству. С коллекцией можно ознакомиться на сайте http://weareroxwear.com и на странице Instagram @weareroxwear
TM: Если рассматривать мировые бренды, то сейчас они тоже очень любят использовать в своих коллекциях азиатские мотивы, но для них это не история, а модное веяние?
Р.: Да-да, именно, для них это рабочий момент, я же показываю в этом нас. Мы все выходцы одной мощной и крупной державы, которая развалилась и мы, немного озлобленные дети, пытаемся себя правильно позиционировать в России, Казахстане, в Нью-Йорке, где-либо еще.
TM: Каждый дизайнер, на каком-то этапе своей работы, решает участвовать ли ему на ежегодных Неделях моды или нет. В отличии от Америки и Европы, в которых все работает отточенно, у нас имеется много погрешностей. Ты за или против участия в них?
Р.: Думаю, что скорее всего, против. Я выбрала немного другую политику, хочу, чтобы мой бренд говорил сам за себя, мне не хочется ничего и никому пихать. У меня был опыт участия в Неделях моды, как в России так и в Казахстане, конечно, имеются не очень приятные аспекты такие, как неорганизованность, большое количество странных людей. У нас в Казахстане первые 2 сезона было что-то интересное, было заметно, как люди старались показать себя, а сейчас есть ощущение, что кто платит, того и показывают. Считаю, что нужно создавать новые пути продвижения, я всегда за оригинальность и стараюсь не попадать в струю мейнстрима.
TM: Что, на твой взгляд, можно считать успехом для дизайнера и как к нему прийти?
Р.: Это наличие собственного аутентичного голоса, самобытности, отражения своего внутреннего я. Мне кажется, это единственный путь к успеху. Не нужно ни на кого смотреть, кому-то подражать, нужно всегда слушать себя и представлять из себя что-то.
TM: Многие дизайнеры выстраивают свой собственный единый образ по которому их сразу можно узнать, один из примеров, Карл Лагерфельд. Ты хотела бы воссоздать для себя один узнаваемый образ или тебе хочется всегда быть разной?
Р.: Мне кажется, это некие пути самопиара. Безусловно, мы все развиваемся, все растем и пробуем что-то новое, поэтому мне хочется, чтобы было так, как должно быть, ничего не загадывая наперед. Я себя никогда ни в какие рамки не загоняю, мне не хочется ничего из себя строить, я такая, какая есть.
TM: Из всех мировых брендов какой тебе ближе всего и на какой ты ориентируешься в своей работе?
Р.: Мне нравится Vetements — бунт, протест — вечная тема. Мне кажется, из этого всегда вырастает нечто гениальное. Нравится Balenciaga, наверное, потому что в обоих брендах один и тот же креативный директор (смеется). Я восхищаюсь тем, что делает Off-White, насколько это интересный и самобытный бренд. Ношу с удовольствием одежду от Alexander Wang, потому что мне все там подходит. Из российских я могла бы выделить бренд Sorry I’m not, они стараются, несмотря на все сложности нашего рынка.
TM: Вопрос, который меня действительно волнует, ты как человек, который профессионально обучался дизайну, как относишься к людям у которых нет профильного образования, но на своем имени они создают действительно коммерчески успешные бренды? Один из ярких примеров Канье Уэст с его брендом Yeezy, который скупается, как горячие пирожки.
Р.: Я считаю, это имеет место быть, потому что лично его я считаю гениальным, это не Ольга Бузова. Хотя, даже на ее продукцию имеется некий спрос, но для меня это ужасно. Такого быть не должно, это ведет нас лишь к деградации. А Канье — это человек, который в свое время изменил полностью течение хип-хоп и Yeezy очень талантливый и интересный бренд, над которым работает огромная команда профессионалов.
TM: Сейчас очень модно делать интересные коллаборации между брендами, к примеру, ежегодные коллаборации H&M. Если бы у тебя была возможность поучаствовать в таком эксперименте, какой бы бренд ты выбрала для совместной работы?
Р.: На данный момент, я последовала бы тенденциям и выбрала спортивный бренд, например, Nike. Я очень уважаю то, что они делают, их стратегию, с ними можно было бы придумать много всего интересного. Еще бы я выделила Comme des Garcons, с ними можно было бы создать довольно эпатажную коллекцию.
TM: Бренд «ОТТЕПЕЛЬ», как известно, получил такое название благодаря тому, что в этот же период ты выпустила авторский сборник стихов «ОТТЕПЕЛЬ». Получается, что ты не только занимаешься дизайном, но и пишешь стихи, поешь.
Р.: На самом деле, когда я выпустила сборник своих стихов, это не было чем-то претенциозным или вызовом — это всего лишь период моей жизни. В студенчестве я писала стихи, которые накопились на протяжении моего пребывания в Нью-Йорке и оттуда я взяла данное название. После этого я не стала считать себя гениальным поэтом и выпускать новые сборники.
Что касается пения, я стараюсь петь, у меня очень много знакомых и друзей музыкантов, эту среду я избежать не могу. Раз в неделю я усиленно занимаюсь музыкой, но это просто хобби. Я считаю, что музыка требует полной концентрации и нужно отказаться от всего другого. Конечно, моя душа этого требует, но пока я не могу себе этого позволить, мне нужно поставить на ноги свой бренд.
TM: А какую музыку ты слушаешь?
Р.: Я выросла на классическом роке, обожаю группу Metallica и слушаю ее постоянно. Пытаюсь быть в тренде, слушаю хип-хопчик и андеграунд. Мне очень нравится Childish Gambino, я ими заслушиваюсь.
TM: Сейчас на российской сцене огромное количество талантливых музыкантов из Казахстана: Скриптонит, Jillzay, Jah Khalib — одни из самых ярких и популярных. Что ты думаешь по этому поводу? Сложно ли справляться с такой популярностью?
Р.: Большинство талантливых ребят — выходцы из одной большой алма-атинской тусовки и творческие ребята все друг с другом перееобщались. Я помню те времена, когда Скриптонита только пригласили на лейбл Gazgolder и все было проще, а сейчас, когда он пришел поддержать меня на фестивале Faces&Laces в Парке Горького, этот путь по парку напоминал джунгли, мою инсталляцию обступили со всех сторон и было некомфортно, мы решили побыстрее все закончить и уйти. Большинство людей начинают фотографироваться с ними в любой ситуации, не реагируя на отказ, ведут себя нагло и не солидарно.
TM: Я знаю, что ты постоянно передвигаешься по разным городам и странам, нет ли желания куда-то улететь на ПМЖ?
Р.: Да, мне очень нравится такой стиль жизни, в путешествиях. Движение — это жизнь. Мне хочется постоянно посещать новые места, открывать для себя что-то новое. Я человек, который не может засиживаться на одном месте, хочу жить в разных местах. Мне хочется построить бизнес интернациональным. Тем более у меня и семья такая, которая живет в разных местах нашей планеты.
TM: Если говорить о людях в целом, какие качества у них тебе импонируют и наоборот отталкивают?
Р.: Отталкивает, наверное, нечестность, когда человек ненастоящий, фейковый, когда люди пытаются что-то из себя строить. А привлекает открытость, уверенность в себе. Мне всегда комфортно находиться среди людей, которые меня вдохновляют, в которых есть что-то такое чего нет во мне, когда происходит энергетический взаимообмен.
TM: Если бы у тебя была возможность вернуться в прошлое и дать один совет себе в детстве, чтобы ты сказала?
Р.: Не бойся ничего! Проблемы других людей — не твои проблемы! Я очень сердобольная, мне всегда хочется кому-то помочь, потратить свою энергию и силы, но этого делать не стоит, когда это неуместно и другой человек в этом не нуждается.
Фотограф: Иван Шевчук
Стилист: Андрей Зубатюк
Благодарим «Carne/Vino» за место проведения съемки