Что бы ни означала для человека одежда — продолжение собственного я, способ самовыражения и сотворения образа или просто вещь, способную защитить тело и дать физическое тепло, — её создание является особым, полным нюансов и нуждающимся в знании процессом. Начинается он не с пошива, а с момента изготовления ткани — не менее важного для качества наряда, чем хорошие навыки портного. Большие модные дома и вовсе не работают с «готовой» тканью — они создают её сами, продумывая всё от состава до фактуры и дизайна. Наверное, об этом мало кто задумывается, но каждое существующее сегодня полотно (шёлк, плиссировка, набивные ткани и проч. и проч.) когда-то были созданы впервые и каждого есть автор-творец.
Иллюстрации к моделям платьев Мариано Фортуни
Таким был легендарный Мариано Фортуни — один из ключевых художников и модельеров 20-го века. Как ни странно, в России выставка Фортуни проходит впервые. «Волшебник из венеции» — совместный проект Эрмитажа и городских музеев Венеции. Коллекции работ, эскизы, выкройки и зарисовки модельера представлены в Главном штабе Эрмитажа на втором этаже. Всё, что он успел увидеть за свою недолгую, но яркую и насыщенную жизнь, — он воплотил в тканях. Через призму одежды этот удивительный человек воспринимал всё — разные страны, древние культуры, духовные ценности, человеческую ментальность — многообразие этого мира художник осмыслил и воплотил в искусстве создания костюма. Имя его широко известно в мире моды и искусства. Говоря о Фортуни, необходимо добавить, что он был не только художником и носителем редкого визуального восприятия, а модельером, фотографом, историком инженером — создателем в прямом смысле снова. Это открытиями и практическими методами пользуются до сих пор. История «волшебника из Венеции» очередное доказательство, что изучение наследия прошлого — не архаика, не узкоприменимые знания и не скука — а единственный способ угнаться за сегодняшним! днём и понять как всё устроено как самом деле. Говорить о тканях и строгой зависимости прошлого и настоящего можно вечно, поэтому ограничимся обзором полотен, которые особенно востребованы и объявлены тенденцией в текущем сезоне.
1.Исторические референсы. Ткань. Художники, модельеры и дизайнеры всегда обращались за вдохновением и знаниями к прошлому, но сегодня, когда мир моды, казалось, видел всё и удивить его нечем, просматривается тенденция возвращения «к истокам», классике, атрибутике, присущей ушедшим эпохам. Историки моды пророчат, что гобелен, бархат, набивные ткани — и другие элементы культуры патриархальным монархий останутся с нами ещё надолго. За создание особой «набивной» техники ткани как раз и стоит поблагодарить Фортуни. Увлечённый культурой народов стран, в которых ему довелось побывать, он попытался воссоздать текстуры костюмов прошлого. Источником вдохновения и кладезью древних сокральных техник создания костюма для художника служили совершенно разные эпохи: Ренессанс, исчезнувшие античные цивилизации, греко-минойская культура и Ближний Восток (Византия, Персия, Турция). Мастер лично участвовал в археологических раскопках, изучал музейное наследие и литературу и в итоге — воспроизводил текстуру, усовершенствовал её и преподнеся в материал своё. Всё созданное Фортуни появилось экспериментальным путём: он сам окрашивал бархат, тестируя различные комбинации красителей, а после, добившись нужного эффекта, выкладывал на ткани узор, — набивку. Получив впечатляющий результат художник никогда не останавливался — он продолжал развивать знания и технику. После изучения японской техники создания ткани он передал Европе навык трафаретного набивного рисунка. Что интересно, ткани его не оставались лишь тканями — создав материал художник немедленно приступал к созданию формы, художественного образа по личным эскизам. Уже в 1901-м году Мариано Фортуни представил модели женских нарядов, сшитые из собственных материалов из парчи, бархата и гобеленов, созданные по венецианской технике 14-15 века.
2. Исторические референсы. Фасон. Силуэт. Крой. Но не только материалы прошлого вдохновляли в вдохновляют по сей день создателей одежды. Как бы далеко не ушла современная культура — едва ли не каждый модный тренд — новые песни о старом. Греческие платья- туники, модели с одним плечом, рукава-фонарики и многое-многое другое, что по-разному обыгрывается в современных моделях из сезона в сезон — ничто иное как записки из прошлого. Проводником к этому самому великому прошлому во многом, опять же, послужил Фортуни. Он собирал информацию о моделировании, процессе пошива и крое одежды различных времён. В его коллекции представлены модели, вдохновлённые народными копскими, греческими, византийскими, арабскими и многими другими силуэтами.
1. ПлатьеDelphos Мариано Фортуни 1901 года. 2. Платье из коллекции Valentino весна-лето 2017 в греческом стиле
3. Вечная плиссировка. Из сезона в сезон на подиумах появляется плиссировка, поданная в классическом стиле или обыгранная совершенно по-новому — она не исчезает никогда. Создать качественную плиссированную ткань — не самая простая задача. Однажды Мариано Фортуни увидел в учебнике древнегреческие платья-хитоны и решил, что женщины современности заслуживают носить такую роскошь не меньше аристократок древности. Решил — и детально воссоздал ювелирную технику создания шёлковой плиссировки, тут же создав из неё едва ли самое знаменитое своё платье «Delphos». Наряд не подлежал стирке и хранился в скрученном состоянии в маленькой коробочке.
Сам Фортуни вовсе не считал себя модным дизайнером и увлекался по большей части процессом изучения фактуры прошлого и воссозданием её материальной формы в настоящем. Но его работы молниеносно становились культом и желанным объектом в самых передовых кругах. В его платьях на лучших вечерах и в лучших заведениях современности появлялись Айседора Дункан Сара Бернар, Наташа Рамбова и другие. Ревностное отношение к деталям и энциклопедический подход к работе сделали из Фортуни культовую личность в мире модерна и авангарда. И по сей день его инженерные открытия и особое художественное виденье служат вдохновение для модельеров современности.
Конспектируем в памяти яркий аксюморон — чтобы понимать настоящее и преуспеть в нём, необходимо постигнуть будущее, и отправляемся на редчайшую выставку тканей Мариано Фортуни в Главный штаб Эрмитажа. Успеть нужно до 13-го марта!