Ежегодные празднества, встречающие приход новых, ещё не исчирканных историями 12 месяцев, сопровождаются просмотром соответствующих кинокартин. Упустив в нашем топе упоминание легендарных и не нуждающихся в огласке произведений новогоднего культа, таких как «Один дома», «Гринч — похититель Рождества» и все серии «Гарри Поттера», мы повествуем о других занятных картинах, содержащих новогоднюю тематику, вместе с этим комбинируя фильмы от исторически значимых до классически веселящих и всеми любимых.
«8 женщин» / «8 femmes» (2001)
Снятый на основе одноимённой пьесы Робера Тома, театрально украшенный детективный мюзикл от маэстро французского кино Франсуа Озона.
В уже декорированном к рождеству особняке происходит убийство, виновником которого может оказаться каждый присутствующий в доме, а именно кто-то из 8 женщин. Повреждение машины и телефонных проводов, обезопасило злодеятеля, а сопутствующий обильный снегопад, до конца обездвижил семью, которой теперь придется без помощи полиции разыскать убийцу единственного мужчины в доме. Дабы снять с себя подозрения, женщинам придется уличить себя в содеянном грехе и явить правду наружу. Озон с самого начала обращает зрительское внимание на соответствие каждой из 8 женщин определенному цветку. Отсутствие повторения бутонов, иллюстрирует тесное цветение отличных по виду растений, плохо уживающихся на одной клумбе. Их заснеженный особняк — палисадник, где каждая чаровница своенравна и тяжело соседствует с остальными жителями, что конечно же приводит к особенному механизму реагирования. Но их порой истеричные выходки не назойливы, напротив, они привычны и подлинностью своей лишь располагают. Новогодний детектив нежно протекает, не страша вовлекая в свое пространство зрителя. Он окружает предновогодней мистерией, благодаря сочащимся краскам и стилизованным образам разновозрастных див.
«Фанни и Александр» / «Fanny och Alexander» (1982)
Самый известный фильм среди поздних произведений шведского гиганта кинематографа Ингмара Бергмана, считающийся кульминацией его творческого стиля. С приходом цвета в кино, Бергман почти сразу же начинает заигрывать с цветовым символизмом, сочетая празднично красный с белым; мрачный черный с оттенками пастельного.
У картины имеется короткая киноверсия и более полная телевизионная. Важно отметить, что сам режиссер считал телевизионный вариант наиболее удачным, и вскоре сам ушел из большого кино в мир телевещания, совмещая с деятельностью в театре. Бергман, тонко чувствующий человеческую сущность, экспонирует сцены из жизни сплоченной семьи Экдаль, контрастно сочетая их, являя разницу между пребыванием в условиях заботы и жестокости. Трепетные детские воспоминания об изобильном рождестве в кругу семьи смешиваются с абсолютно взрослыми играми, проходящими за закрытыми дверями. Это фильм о семье идеализированной, возможной, казалось бы, только в кино, но претерпевающей проблемы обывательские. Избыточность декораций погружает смотрящего в сказку, время от времени доставая его из небытия, путем проецирования безвыходности троп судьбы.
Чародеи (1982)
Про музыкально-комедийную киносказку режиссёра Константина Бромберга, подарившего советским детям «Приключения Электроника», можно сказать лишь одно: «Очарование на очаровании». Здесь и чудеса конструктивизма, и красота совдеповских залов, под потолок забитых разного вида цветениями, и национальные атрибуты в виде памятников деревянного зодчества — избушка и резная шкатулка. А каноничная сцена с хождением сквозь стены на платформе 93⁄4, как оказалось, имеет русского предшественника. В истории чувствуется бесовщина Стругацких, и не мудрено, ведь это они писали сценарий к фильму, изредка поглядывая на свою повесть «Понедельник начинается в субботу».
Действие фильма происходит в стенах Института необыкновенных услуг, а большинство действующих лиц являются волшебниками. В ходе фильма мы наблюдаем несколько любовных перипетий, связанных между собой. Так ведьма Алена намерена выйти замуж за обыкновенного человека Ивана, но тайно влюблённый в нее волшебник Сатанеев решает помешать их свадьбе. Черта объединяющая множество советских фильмов — ежесекундное проскакивание реплик, в народе разошедшихся на цитаты. Обусловлено это отсутствием ситуативности этих фраз — говоря о вещах контекстных, якобы затрагивающих исключительно сюжет картины, смыслы их идут намного дальше, зачастую высмеивая неугодный строй. Чего только стоит аллюзия на советскую исполнительность: «Как зачем?! …Правда, я и сам не знаю, зачем… Положено!» «Чародеи», пропитанные знакомыми с детства песнями («Три белых коня», «Пока часы 12 бьют» и др.), являют собой советское пиршество — не изобильное, но красочное и полнящееся добротой.
«Золотая лихорадка» / «The Gold Rush» (1925)
Слэпстик как поджанр кинокомедии, подразумевающий высмеивание боли в виде ударов и падений, зародился еще при господстве Люмьеров. Так «Политый поливальщик» 1895-го года считается первой в мире картиной, воплощенной в этом направлении. Хотя о жанровой системе как таковой в те времена говорить еще рано, она появится с рассветом студийной системы Голливуда. В Америку данный стиль комедии придет в 1912 году с появлением режиссера Мака Сеннета, и приобретет огромную популярность, при чем такого масштаба, что Лев Кулешов будет вдохновляться чаплиновскими гэгами, а Леонид Гайдай станет использовать в своих работах элементы поджанра.
«Золотую лихорадку», являющуюся воплощением слэпстика на экране, именуют одной из величайших немых комедий в истории. Главный герой Чарли Чаплина, который к слову является и актером, и режиссером, и автором сценария, отправляется на золотые прииски Аляски, попадая в различные передряги, он комично из них выбирается, соответствуя требованиям жанра. Заснеженные вершины и вид предпраздничного городка — напоминает о причине нахождения этого кинематографического иконостаса в нашем топе. Зрителю предстоит пройти вместе с Бродягой через засыпанные снегом просторы и подглядеть за его подготовкой к новогоднему празднеству.
«Колокол, книга и свеча» / «Bell Book and Candle» (1958)
Джон Ван Друтен является одним из наиболее успешных английских драматургов начала 1930-х годов. Позже он иммигрирует в Америку и продолжит свой творческий путь: его пьесы будут ставиться на подмостках театров и проецироваться на экраны кинозалов. Изначально по его бродвейской пьесе «Колокол, Книга и Свеча» планировал снимать фильм Дэвид Селзник, продюсерские успехи которого смогли спасти от краха кинокомпанию RKO Pictures. Триумф пришедший к нему после работы над «Унесенные ветром», «Ребеккой» и другими работами будет неповторим, поэтому к 48-ому году тот ослабит хватку по отношению к кино, а в 50-х начнет усердно заниматься карьерой своей жены Дженнифер Джонс. Именно для нее он и приобретёт в 1953 году права на пьесу Ван Друтена, дабы снять жену в главной роли. Позже сценарист Даниэль Тарадаш расскажет, как уговаривал Гарри Кона, главу кинокомпании Columbia Pictures, выкупить у Селзника права на экранизацию пьесы. Новые собственники, переберут огромное количество актеров, но по итогу в лице главных героев мы увидим Ким Новак и Джеймса Стюарта, дуэт которых еще встретится в хичкоковском «Головокружении».
Тоскующая в рождественской суматохе ведьма Джиллиан, хладнокровная femme fatale, околдовывает жениха давней обидчицы, ради отмщения за ябедничества и издевательства во времена учебы в колледже. Но в какой-то момент ведьма, да и сам зачарованный задаются вопросом: «Их отношения — это результат заклинания или же подлинные человеческие чувства?» Как отмечает главный герой, заседая в колдовском клубе: «Происходящее больше напоминает Хэллоуин, нежели рождество». И действительно в этом фильме абсолютно рознящиеся вещи соединяются воедино, преумножая концентрацию волшебности. Фильм вышел в прокат в 1958 году. К тому моменту уже произошел развал студийной системы в Америке, Золотой век Голливуда подошел к концу, но отголоски его еще слышались вплоть до середины 60-х. И «Колокол, книга и свеча» как-никак лучше иллюстрирует рубеж эпох: так, например, на экране можно увидеть каноничные женские образы свойственные Золотому Голливуду и абсолютно новые, не свойственные прошлому, дизайны; вылощенные кадры сменяются индустриальными пейзажами — новое переплетается со старым. К слову, Кэри Оделл, отвечавшая за декорации к фильму, и Жан Луис — художник по костюмам, были номинированы на Оскар за искусное выполнение своих профессиональных задач. Изящный, а главное визуально неклассический романтичный фильм, где магия припорошена снежными хлопьями. Колдовской и абсолютно новогодний!
«Северный ветер» (2020)
Хрустальная новогодняя сказка от Ренаты Литвиновой, изначально существовавшая как рукотворная пьеса, и по сей день идущая на сцене МХТ им. Чехова. Со своим одноименным театральным родственником фильм значительно разнится, обнажая кровную связь лишь в антураже. Всевластный матриархальный клан правит в покорном ожидании любви. Живя в исключительном достатке, с наступлением неминуемого упадничества им придется самим совладать с ситуацией. Болезненное увядание всего физического, черной патокой обволакивает сердце картины. Деструкция неизбежна, а человеку, существу, желающему пировать вечно, грядущая смерть чужда. Неминуемое старение плоти, разрушение фасадов замка и денежная инфляция в виде гниения — оно все грядет, и пройти через это поэтапное разложение невмоготу созданию слабому. Здесь отсутствует привязка к конкретной эпохе, а безвременье указывает лишь универсальность истории.
Фильм посвящен главному учителю Ренаты в мире кино — Кире Муратовой. У нее она научилось многому, в том числе и быть женщиной-режиссёром. «Северный ветер» — это транзитный пункт в творческом пути сказочной Ренаты — здесь собираются воедино знаковые детали прошлых картин, готовые держать путь дальше, перекочёвывая в грядущие работы. Креативный директор модного дома Balenciaga, по совместительству друг Ренаты, Демна Гвасалия позаботился об одеянии представителей рода — они все укутаны в его творения. Другой соратницей режиссерки, Земфирой, было написано музыкальное сопровождение. Эти удивительно изящная история о неизбежном забвении, и времени до его наступления, где предводительствует пиршество и власть.
«Крампус» / «Krampus» (2015)
Если Санта-Клаус, прообразом которого является святой Николай Чудотворец, знаком подавляющему большинству, то фигура Крампуса наиболее известна жителям альпийских регионов. Он является антиподом Санты — наказывает в рождество непослушных в течение года детей, после чего забирает их в свое логово. Именно с ним и его помощниками предстоит встретиться семье Энджелов.
Будучи атипичным фильмом ужасов, заигрывающим с полярностями, он убаюкивает бдительность выразительностью предновогоднего антуража и страшит образами рождественского палача и его свиты. Все же, несмотря на свою обособленность от хрестоматийных новогодних фильмов, своей сутью он с ними роднится, напоминая зрителю о важности поддержания доверительных отношений с близкими.
«Необычное Рождество Ричи Рича» / «Richie Rich’s Christmas Wish» (1998)
Нахождение сего низкорейтингового продукта кинопроизводства в нашем новогоднем топе — дань детству. Фильм является сиквелом «Богатенького Ричи» 1994-го года, хотя создатели и актерский состав у них совершенно разные. И пускай зрители, обитающие на различного рода площадках, не оценили новогоднюю комедию по достоинству и занизили рейтинг до позорных «4.8», дети 2000-х с упоением ее вспоминают и превозносят над первой частью с Маколеем Калкиным.
В преддверии рождества юный Ричи, родители которого являются самыми богатыми людьми, набедокурил с подарками для детей из детского дома по вине Реджи, другого богатого мальчишки, обладающего сквернейшим характером. После ряда обвинений в сторону главного героя, тот загадывает не быть ребёнком Ричей и меняется местами с Реджи. Теперь ему предстоит вернуть все обратно. «Необычное Рождество Ричи Рича» — детское, рождественское и уютное кино, обволакивающее ребяческой добродушной глупостью и соответствующей сезону атмосферой.
«Маленькие женщины» / «Little Women» (1994)
История кино насчитывает более 8 экранизаций романа американской писательницы Луизы Мэй Олкотт. Именитая актёрским составом и детальным подходом к художественному оформлению, киноадаптация 1994 года, режиссируемая Джиллиан Армстронг, считается наиболее общеизвестной.
История повествует о взрослении четырех сестер в провинциальном городке, которым предстоит впервые столкнуться с любовью и разочарованием, а в дальнейшем избрать свой жизненный путь. Здесь много про женскую силу, не хищную, а скорее смекалистую и сохраняющую трепетность. Номинант на Оскар получил одобрение как среди кинокритического пласта, так и у зрительского. Проецируемое на экран семейное родство, упакованное в праздничную обертку, приглашает нас встретить Новый Год в кругу сестер Марч.
«Рождественские каникулы» / «National Lampoon’s Christmas Vacation» (1989)
Комедийная классика новогодних американских фильмов, основанная на рассказе Джона Хьюза «Рождество ’59». Крис Коламбус, режиссировавший «Один дома», изначально планировал снимать эту кинокартину, но из-за разногласий с Чеви Чейзом, исполнителем главной роли, ему пришлось покинуть проект и передать борозды правления еще не опробовавшему себя в большом кино Джеримайю Чечику.
Являясь каноном, этот фильм полон нелепостей и смехотворных бед, сопровождающих смею Гризволдов, всего-навсего желающих нормально справить рождество. Зритель, грезящий о привлечении в свою жизнь новогодней атмосферы, находит в подобного рода фильмах решение — здесь все пропитано празднеством, начиная с ежегодного украшения жилищ, до ситуаций, с которыми сталкивается большинство семей в ходе подготовки к торжеству. Условие новогоднего чуда — обязательное нивелирование самых острых проблем, в результате воздействия безмятежной атмосферы грядущего праздника.