Довольно часто принято ругать журналистов за их вечную любовь к поиску сенсаций и «горячих» тем. Но зачастую именно журналистские расследования меняют ход дела, историй, доставая на поверхность самые страшные и припрятанные от глаз факты. Благодаря таким расследованиям порой удается изменить мир. Мы составили подборку подобных случаев — настолько важных, что по их мотивам сняли фильмы, основанные на громких статьях или циклах статей, с именитыми актерами.
В центре внимания/ Spotlight (2015)
Это один из многих фильмов на тему сексуальных домогательств по отношению к мальчикам со стороны католических священников, но один из немногих, который показывает достойную работу журналистов. Парадоксально, но в основе сюжета — реальные события, война между газетой и католической церковью. Педофилия, в картине, показана не как психологическая болезнь, а как серьезная социальная проблема. Авторы качественно отвечают на вопрос о том, почему СМИ называют четвертой властью.
Фильм рассказывает о расследовании журналистов газеты The Boston Globe, в ходе которого выяснилось, что многие священники бостонской митрополии насиловали детей. На момент написания статьи журналисты располагали сведениями о 87 священниках. Позже, после публичной огласки, число разоблачённых священников-педофилов превысило 290 человек, при том, что всего в Бостоне около 1500 священнослужителей. Работа сценаристов великолепная. Это режиссер Том МакКарти и Джош Сингер, известный держащими в напряжении, очень динамичными сериалами «Закон и порядок» и «Обмани меня» с Тимом Ротом о нестандартном детективе. В 2016 году фильм получил премию «Оскар» в номинациях «лучший фильм» и «лучший оригинальный сценарий», а также номинировался в категориях «лучший режиссёр», «лучший монтаж», «лучшая актриса второго плана» и «лучший актёр второго плана».
Мартовские иды/ The Ides of March (2011)
В четвертой своей режиссерской работе Джордж Клуни вновь (после «Спокойной ночи и удачи») возвращается к политике. Название «Мартовские иды» отсылает к шекспировской трагедии «Юлий Цезарь» (незадолго до покушения Цезарь не послушался совета «Берегись мартовских ид», в результате в мартовские иды его и убили). Но на самом деле для фильма Клуни гораздо важнее другая отсылка: к картине Майкла Ритчи «Кандидат», в которой Роберт Редфорд уже играл идеалиста в центре демократической предвыборной кампании. «Иды…» — это «Кандидат» сорок лет спустя: еще меньше прекраснодушия, еще больше разочарования.
Основой фильма становится политическое расследование о закулисье предвыборных гонок. Сценарий ленты создан по мотивам пьесы «Фаррагут-Норт» Бо Уиллимона. Главную роль исполняет Райан Гослинг, номинированный за неё на премию «Золотой глобус». В осажденном мире американской предвыборной политики остаётся всё меньше места для хороших парней и просто патриотов-идеалистов. Долгие политические митинги, праймериз, публичные дебаты и сотрудничество с жадными до разоблачений СМИ — в кипящем котле безжалостных закулисных махинаций способны выживать лишь единицы, но те, кому это суждено, рано или поздно сталкиваются с неизбежным выбором умереть в мире политики и начать обычную жизнь, либо стать сильнее, перешагнув через себя и ещё кого-то. Выпускник Гарварда Стивен Майерс (Райан Гослинг) трудится в избирательном штабе образцового кандидата в президенты (Джордж Клуни). Его таланты в политологии не остаются незамеченными — и вот уже поступает предложение возглавить кампанию конкурента, сенатора от Арканзаса. Но он вскоре узнает неприятную правду о своем кандидате, при этом еще и сам оказывается пешкой в чужой игре — но умудряется вывернуться, правда при этом открывает в себе новые неприятные качества.
Охота на Веронику/ Veronica Guerin (2003)
Вероника Герин, одна из немногих отчаянных и бесстрашных журналисток репортёр газеты «Sunday Independent», пишет о проблеме роста незаконного оборота наркотиков в Дублине. Единственное действенное оружие в руках героини — это газета, а точнее — ее многотысячная аудитория. Её журналистское расследование, которое затрагивает как проблему простых подростков-наркоманов, так и интересы крупных наркодельцов, постепенно заходит слишком далеко. На жизнь Вероники совершается покушение. Ее трагическая гибель стала поводом для народных волнений и пересмотра части законов в стране, были осуждены глава мафии и его помощники, получившие сроки от двадцати лет до пожизненного, выпущен закон об аресте имущества наркоторговцев и создан государственный правоохранительный орган Criminal Assets Bureau.
Помимо отличной игры актерского состава, где роль журналистки Вероники блестяще исполняет известная австрийская актриса Кейт Бланшетт, важным фактором влияющим на осмысление этого фильма, является то, что снят он на реальных событиях. Зная, что Вероника Герин — реальная личность, которая действительно пожертвовала своей жизнью ради того, чтобы добиться справедливости и спасти других людей, нельзя не проникнуться уважением к ней самой и героине «Охоты на Веронику».
Секретное досье/ The post (2017)
Секретное досье — американский драматический триллер режиссёра Стивена Спилберга о смелых журналистах из The New York Times и The Washington Post, которым в руки попадают секретные документы об американском участии во Вьетнамской войне — с подробностями, которые правительство США совсем не планировало афишировать. Так называемые «Документы Пентагона» не предназначались для прессы, но были переданы журналистам бывшим сотрудником госдепартамента Дэниелом Эллсбергом, настроенным против войны во Вьетнаме. Из них следовало, что администрация президента Линдона Джонсона лгала общественности и конгрессу об участии США во вьетнамской войне, а администрация Ричарда Никсона тайно предпринимала действия по эскалации военного конфликта. Позднее представители правительства пытались остановить публикацию документов, и помощник Генерального прокурора США Уильяма Ренквист даже передал дело в Верховный суд, который, однако, вынес решение в пользу газеты.
Центрельное место в фильме отведено Кэтрин Грэм (несравненная Мерил Стрип)— потомственной владелицы и издателя The Washington Post, а также главного редактора газеты Бена Брэдли (Том Хэнкс). Именно на страницах их издания вышло знаменитое Уотергейтское расследование, приведшее к отставке президента США Ричарда Никсона (и широко освещенное в великом фильме «Вся президентская рать» Алана Дж. Пакулы). Фильм поднимает на поверхность проблемы выбора, моральных принципов и этики.
Вся президентская рать/ All the President’s men (1976)
«Вся президентская рать» — культовый фильм 1976 года режиссера Алана Пакулы о журналистах, ответственных за «Уотергейт» — громкий политический скандал, потрясший Америку и приведший к отставке президента США Ричарда Никсона. Основан на одноименной документальной книге журналистов Боба Вудворда и Карла Бернстейна, которые в 1973 году расследовали Уотергейтский скандал для газеты The Washington Post. Фильм получил целые четыре премии «Оскар». Картина — настоящая оду журналистскому подвигу и отваге.
17 июня 1972 года в штаб-квартиру Демократической партии США в отеле «Уотергейт» во время избирательной кампании 1972 года проникли пять неизвестных — чтобы установить прослушку и покопаться во внутренних документах кандидата в президенты Джорджа Макговерна. Взломщики были задержаны, но вскоре выяснилось, что они связаны с ЦРУ, а на их защиту встала правящая верхушка. В руки сотрудников газеты The Washington Post попадают все эти материалы. Боб Вудворд (Роберт Редфорд) и Карл Бернстайн (Дастин Хоффман) берутся за журналистское расследование, которое обернется большим политическим скандалом — и в 1974 году приведет к отставке 37-го президента США Ричарда Никсона. Основную часть фильма занимают довольно рутинная работа по поиску свидетелей и упорные попытки заставить их говорить. Журналисты идут по следу вслепую, не зная, что именно ищут и постоянно повторяют фразу, характеризующую весь сюжет: «Я кое-что нашел, но пока сам не знаю, что».
Ханна Арендт/ Hannah Arendt (2012)
Ханна Арендт — немецко-люксембургско-французский биографический драматический фильм 2012 года, снятый Маргаретой фон Тротта посвящен реакции Арендт, спасшейся от Холокоста немецкой еврейке, на суд над нацистским преступником Адольфом Эйхманом в 1961 году, который она освещала в журнале The New Yorker. В центре сюжета — события всего трёх лет жизни этой выдающейся общественной деятельницы, философа, политолога и педагога — 1961-1964 годы.
Пытаясь разобраться в природе фашистской ненависти по отношению к евреям, она тщательно записывала и анализировала материалы суда, обобщала их в статьях, появляющихся за океаном. Под пером исследовательницы возникла картина, которая совершенно не укладывалась в сложившиеся рамки. Обнародованный ею новый подход вызвал против неё волну возмущения и поделил многих людей на сторонников и противников этой незаурядной женщины. Подобная работа чуть не погубила ее жизнь и карьеру. Уже чуть позже цикл ее репортажей, которые она опубликует в журнале, станут книгой «Эйхман в Иерусалиме: Банальность зла», признанной важнейшим высказыванием о природе гуманизма и бесчеловечности. Данная известная концепция Арендт «банальности зла», подразумевала под собой бездумное подчинение законам не просто бесчеловечным, но направленным против самих основ жизни. Немецкий философ верила в то, что есть только один способ противостоять вселенскому злу: надо научиться критически мыслить.
Газета/ The Paper (1994)
Единственная комедия в нашем списке с Гленн Клоуз и Майклом Китоном в главных ролях. В центре сюжета — сенсационный, криминальный материал для первой полосы, который нужно подготовить за сутки. Прежде чем статья, обвиняющая в злодеянии двух невиновных молодых людей, окажется в номере, редактор должен всё перепроверить, и в его распоряжении всего несколько часов. Этот самый редактор вымышленной нью-йоркской газеты «Нью-Йорк Сан» Генри Хэкет и днём и ночью живёт только своей работой. Его супруге Марте уже давно надоело, что внимание мужа полностью привязано к газете, а о семье он почти не вспоминает.
За эти сутки у него рожает жена, вокруг рушатся дружбы, ломаются кондиционеры, ссорятся коллеги, а начальство хватает случайные пули. Ко всем этим напастям добавляется то, что одного из репортёров газеты начинает преследовать чиновник городской администрации, про которого опубликовали обличительную статью. Хэкет пытается утихомирить смутьяна и попадает в перестрелку.