7 фильмов о детских психологических травмах

«Все мы из детства», можно услышать, говоря о проблемах взрослых и сложных жизненных ситуациях, в которых они оказались. Психологические травмы, полученные в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. И именно в них часто кроются причины многих взрослых страхов, неудач, а порой неоправданно жестоких детских поступков. В кинематографе нередко можно встретить картины, посвященные детской жестокости и причинно-следственному анализу их поступков. Мы составили список из семи фильмов, в которых персонажи были вынуждены справляться со своими проблемами в одиночку и совершать хладнокровные преступления.

1. Красивый мальчик/ Beautiful Boy (2018г.)

О фильме: «Красивый мальчик» — американский биографический драматический фильм 2018 года режиссёра Феликса Ван Грунингена, который стал англоязычным кинодебютом режиссера. Сценарий, написанный Ван Грунингеном совместно с Люком Дэйвисом, основан на мемуарах «Красивый мальчик: путешествие отца через пристрастие его сына» Дэвида Шеффа и «Tweak: Growing Up on Methamphetamines» Ника Шеффа. Главные роли исполнили Стив Карелл, Тимоти Шаламе, Мора Тирни и Эми Райан. За свою работу Шаламе был номинирован на «Золотой глобус», премии Гильдии киноактеров, BAFTA и Critics’ Choice Movie Awards.

Сюжет: Избавление от зависимости и преодоление долгого пути к выздоровлению — это невообразимо сложный процесс, но слишком часто на экране фильмы, затрагивающие эту тему, изо всех сил пытаются передать, что этот путь прямой, а не длинный, извилистый и с большим количеством ухабов. Фильм, повествующий с двух сторон — отца и сына, посвящен пристрастию последнего к наркотикам, представляет собой мрачный тест на выносливость и принятие. Разочарованный отец Дэвид Шефф  понимает, что его 18-летний сын Ник живет тайной жизнью. Он пытается помочь, но Ник сопротивляется, и периоды реабилитации мало чем помогают ему.

С самой первой сцены, в которой Дэвид признается эксперту в том, что его сын пристрастился к наркотикам, становится ясно, что отец не готов принимать ситуацию такой какая она есть, чувствуется попытка «засахарить» проблему. Чувствуется насколько Дэвиду неудобно, он демонстрирует своим поведением полное разочарование по поводу того, что его сын выбирает наркотики вместо колледжа. Воспоминания могут быть безжалостно жестокими, и мы видим, как они мучают Дэвида, гадая, не является ли зависимость его сына какой-то его ошибкой. Это сложная запутанная мозаика вины, смущения и страха, демонстрирует мучительную ответственность родителей и напоминает нам о том, что не все готовы быть родителями.

2. Опекунство/ Jusqu’à la garde (2017 г.)

О фильме: «Опекунство» — французский психологический триллер 2017 года, полнометражный режиссерский дебют Ксавье Леграна. Мировая премьера ленты состоялась 8 сентября 2017 года на 74-м Венецианском международном кинофестивале, где она участвовала в основной конкурсной программе и получила премию «Серебряный лев». В 2019 году фильм получил французскую киноперемию «Сезар» как лучший фильм года.

Сюжет: Семейная пара Бессонов находится на грани развода. В этом фильме бывшие супруги разводятся очень нехорошо. Их развод проходит не просто со скандалами, а жестче: жена меняет телефонные номера, скрывает новое место жительства, придумывает поводы отказать бывшему мужу во встречах с сыном. Мириам хочет оставить сына себе, но переходит грань дозволенного и обвиняется в злоупотреблении полномочиями. Героиня просит единоличную опеку над 11-летним Жюльеном, который довольно внятно рассказывает в послании, что не желает видать «другого» (так он именует собственного отца). Представительница закона смотрит на бывшую семейную пару и видит мужчину с поникшими плечами и тоскливым взглядом. А потом переводит глаза на женщину и спотыкается об её окаменевшее лицо. С первого взгляда невозможно рассудить кто в этой паре нагло и безбожно врёт. А врёт кто-то обязательно, так как показания у почти бывших супругов не просто не сходятся, они диаметрально противоположные. Судья просьбу не удовлетворяет и отдает сына Жюльена под совместную опеку с отцом. Мириам считает, что ее права нарушены. Став заложником конфликта между родными родителями, Жюльен решается на отчаянный шаг, чтобы всему этому помешать.

3. Нелюбовь/ Loveless (2017 г.)

О фильме: «Нелюбовь» — драматический фильм российского режиссёра Андрея Звягинцева. Мировая премьера состоялась в основной конкурсной программе 70-го Каннского кинофестиваля, где фильм получил Приз жюри. В 2018 году фильм был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», премию BAFTA в категории «Лучший фильм не на английском языке». Во Франции фильм получил премию «Сезар» за лучший фильм на иностранном языке.

Сюжет: Фильм рассказывает о современной московской семье, в которой супруги собираются развестись. Они настолько заняты продажей квартиры и собой, что не находят минуты, чтобы всерьез задуматься о будущем своего 12-летнего сына Алеши. У мамы, администратора в косметическом салоне, появился обеспеченный любовник. У отца, который еще не разобрался, что делать с сыном и своей жизнью, беременная любовница и рабочие заботы — в православном бизнесе, где он работает, разводов не одобряют, могут и уволить. Сына решают сдать в интернат. А ребенок между тем становится невидимым свидетелем очередной ссоры родителей и узнает, что в новом семейном укладе его ждет детский дом. Алёша, чувствуя абсолютную ненужность обоим родителям, после их очередной ссоры неожиданно исчезает. Родители же даже не замечают, что сын ушел из дома и два дня не появляется в школе, пока об этом не сообщает учительница.

Картина, в основе которого лежит история про абсолютную ненужность, рассказывает о полной незрелости, психологических травмах родителей (сцена с мамой главной героини заставляет понять, в каких реалиях выросла героиня и, что любое их общение = унижение), полное отсутствие эмоциональной близости со своими родителями породившее лютый холод к детям (ко второму сыну главный герой будет относиться с таким же пренебрежением). Отстраненность и холодность проявляется и у третьих лиц, например, у полиции или прохожих, которым не хочется участвовать в поисках «бегунка». Весь фильм «кричит» о том, что подобный конец ждет каждого «холодного» родителями, которые своей нелюбовью лишь доводят и истязают своих детей. Страх, безысходность, холод — черты присущие любому обществу, утратившему понимание, надежду, любовь и ценности.

4. Что-то не так с Кевином/ We Need to Talk About Kevin (2011 г.)

О фильме: «Что-то не так с Кевином» — независимая драматическая лента британо-американского производства режиссёра Линн Рэмси. Исполнительница главной роли Тильда Суинтон за актёрскую работу в ленте была вознаграждена номинациями на премии «Золотой глобус» и BAFTA. Сюжетным основанием стал роман американской писательницы, проживающей в Лондоне, Лайонел Шрайвер, опубликованный в 2003-ем году издательством «Serpent’s Tail» и получивший несколько престижных призов в области литературного искусства. У нас он вышел под официальным названием ’Цена нелюбви’, но затем был переименован как «Нам нужно поговорить о Кевине».

Сюжет:  Сюжет фильма разворачивается в жизни Евы Хачадурян — молодой женщины, которая некогда пользовалась успехом в писательской среде и для которой неожиданная беременность предстала окончанием привычной жизни — беззаботной, увлекательной, полной веселья, путешествий. С развитием ребенка в ее утробе развивается ее депрессия. Ничего не меняется в отношении Евы к ребенку и после рождения сына Кевина. Мальчик с детства несколько отличался от сверстников и некоторые его поступки вызывают если не страх, то подозрительность. Он много плачет, долго не начинает говорить, с большим трудом приучается к туалету. Ева пытается научить его разговаривать и приспособить к социому, но делает это не из любви, а из чувства долга. У сына также не замечается особых теплых чувств к матери, смыслом его жизни стала демонстрация матери своей злости. Супруг Евы — Фрэнклин — списывает всё это на возраст сына и чрезмерную заботу жены, не обращая внимания на все её замечания.

Спустя несколько лет рождается второй ребёнок — девочка, которую назвали Селия. Она растёт как все не вызывая опасений в отличие от Кевина. Мать осознав свои ошибки в воспитании Кевина, пытается дать дочке нежные материнские чувства и заботу. Это, конечно, способствует еще большей агрессии у Кевина, которые направлены теперь не только на мать, но и на сестру. Ева долгое время пыталась раскрыть глаза мужа на странное поведение сына, но вместо этого он хочет порадовать Кевина и дарит ему лук для профессионального занятия спортом, что приводит семью к трагичным последствиям. С этого момента Ева начинает осознавать свою ответственность и вину перед сыном. Фильм демонстрирует полное отсутствие материнских чувств, которые порождают в детях пустоту, ненужность и неизлечимую депрессию.

5. Хороший мальчик/ Beautiful Boy (2010 г.)

О фильме: «Хороший мальчик» — драматический фильм 2010 года режиссера Джона Ку с участием Майкла Шина и Марии Белло. Фильм, получивший в прошлом году на фестивале в Торонто приз ФИПРЕССИ, заработал его, в первую очередь потому что смог изменить язык повествования подобного жанра.

Сюжет: Кейт и Билл работают, существуют на грани развода и никак не могут выслушать своего сына, который им все хочет что-то сообщить срывающимся голосом. По итогу они узнают из новостей, что в университете, где учится их сын, произошла стрельба, а он погиб. Но их ждет еще большее потрясение, ведь именно он был виновником трагедии. Потерявшие сына родители не бьются в истерике, они переосмысливают свою жизнь и свои поступки. Преступление здесь — не кульминация, а всего лишь новый виток их новой жизни.

Чаще всего в фильмах с подобным сюжетом в центре внимания оказывается само преступление. Все детали сконцентрированы на детях и попытках понять, почему они такие бессердечные и кровожадные. Одни считают, что мир слишком жесток и на детей давит Интернет с его быстрой славой, «слепые» родители, которые только пытаются поддерживать семейный очаг, хладнокровное общество. В «Хорошем мальчике» же считается, что куда важнее не преступление и его причины, а жизнь после катастрофы и прозрение.

6. Соединенные Штаты Лиланда/ The United States of Leland (2003 г.)

О фильме:«Соединённые шта́ты Ли́ланда» — американский фильм-драма Мэттью Райана Ходжа. Главную роль в этой криминальной драме сыграл молодой Райан Гослинг. Кроме Райана, тут играют Дон Чидл, Крис Клейн, Джена Мэлоун, Лена Олин, Мишель Уильямс, Керри Вашингтон, Шерилин Фенн, Майкл Пенья и даже находящийся на пике карьеры Кевин Спейси. Стоит отметить, что режиссер-дебютант Мэттью Райан Ходж до сих пор не снял ни единой работы.

Сюжет:Главный герой фильма, Лиланд Фицджеральд всегда производил впечатление обычного, спокойного, безобидного паренька, который видит мир не совсем таким, как большинство людей. Окружающая действительность наполнена для него грязью и серостью, а люди кажутся алчными, лицемерными, развратными. По его мнению, есть всего два способа смотреть на мир: либо ты видишь во всем грусть, либо ты просто стараешься ее не замечать. Лиланд решает действовать, уменьшить количество печали в этом мире, но, что мог он предложить, если ничего позитивного и радостного представить не может? Поэтому лучшая «помощь» по-Лиланду это все тот же уход из жизни — для самого, на его взгляд, несчастного. Мы становимся свидетелями совершенного им жуткого убийства. Лиланд зарезал умственно отсталого мальчика. Близкие и все, кто его знают, недоумевают. Никто не может объяснить, что толкнуло его на такое зверство.

В ходе разговоров с психиатром, появляется возможность увидеть некоторые моменты из жизни главного героя. А именно то, что родному отцу, писателю, было абсолютно наплевать на своего ребенка, что любимая девушка предала его, что единственная, кого он считал по-настоящему счастливой и в чьих глазах, как он говорил, отражался весь свет города, в конце концов стала такой же несчастной, как и все остальные….  «Соединенные Штаты Лиланда» — фильм, который задевает что-то спрятанное глубоко внутри каждого, будто демонстрирует правду — еще одну грань реальности — которую не хочется замечать.

7. Добрый сынок/ The Good Son (1993 г.)

О фильме:«Добрый сынок» — американский триллер 1993 года, снятый режиссёром Джозефом Рубеном, с Маколеем Калкиным и Элайджей Вудом в главных ролях. Фильм не был хорошо воспринят критиками из-за сыгравшего главную роль Маколея Калкина. Актер в то время находился на пике огромной популярности после выхода семейной комедии «Один дома», из-за чего зрители и критики в большинстве своём крайне негативно отнеслись к его резкой смене амплуа и отметили, что наличие Калкина подсознательно заставляло зрителей пытаться воспринимать фильм как комедию.

Сюжет:Триллер рассказывает историю юного садиста Генри и его кузена Марка Эванса. Генри Эванс — чудный и послушный мальчик, который обожает игры. В особенности милы его сердцу игры со смертельным исходом. Ни его любящие родители, ни верная сестренка понятия не имеют, что за очаровательной, ангельской улыбкой Генри скрывается зловещая сущность, лишенная жалости и сопереживания. Единственным человеком, который распознал правду, стал его двоюродный брат Марк, приехавший в дом Авансов после смерти своей мамы. Переживший трагедию ребенок оказывается в еще более страшных обстоятельствах: Марк вступает с Генри в противостояние, дабы не допустить новых жертв.

Добавить комментарий