MOOD-разбор: Alicia Keys «Alicia»

На первых пяти музыкальных альбомах, выпущенных 15-кратной обладательницей «Грэмми» Алишей Киз за всю ее карьеру, она выступала, как мелодичная, утонченная певица, автор песен и пианистка, создающая гимн R&B, который часто был смелым, но одновременно столь же мягким. После выпуска песни «Girl on Fire» в 2012 году она устала от такого совершенства, перестала пользоваться косметикой, чтобы не очаровывать и обманывать людей и саму себя, и выпустила «Here» — грубый, необработанный альбом, наполненный нервным джаз-R&B-хопом и текстами, которые приковывали внимание на актуальные проблемы окружающего мира, рассказывали о бедности и наркомании.

«Alicia» отправляется еще дальше, становясь причудливее, веселее, джазовее, с большим количеством экспериментов, с тонко мелодичным соулом и импрессионистической лирикой, эмоции которой выходят за рамки романтики. Вместо того, чтобы полагаться на музыкальные образы и звучание из своего прошлого, «Alicia» затрагивает звуковую причуду текстурированных секвенсоров, окружающих звуков и электро, сохраняя при этом свое обычное ощущение игры на фортепиано. Невообразимый простор позволяет раскрыться по полной ее тонкому, универсальному голосу и «говорить» так, как никогда раньше. Все это делает седьмой студийный альбом Алиши одним из лучших в ее карьере, заставляя выйти за привычные рамки и раздвинуть границы своего голоса и воображения.

Седьмой альбом Алиши Киз должен был выйти в марте, но в планы вмешалась пандемия, отодвинув дату выхода на осень. Презентация альбома планировалась в поддержку мирового тура «The World Tour», который также был перенесен на 2021 год. В то же время блестящий поп-R&B сингл «Underdog» с альбома «Alicia» поднимался в чартах и стал ее самым большим хитом со времен трека «Girl On Fire», выпущенного аж в 2012 году.

Киз охарактеризовала свой альбом как «безжанровый», и, хотя, с технической точки зрения это не так, мы определенно можем согласиться с ней. По мере прослушивания, все начинается с фанка («Time Machine») переходит к регги («Wasted Energy»), а от томного R&B («Show Me Love») к фолк-соулу («Gramercy Park»). Возникает ощущение, что на альбоме для Алиши важнее всего было создать определенное настроение, чем добиться какого-то конкретного звука из определенного жанра. Этот альбом от начала до конца наполнен надеждой, теплом и оптимизмом.

Алиша Киз рассказала, что ее седьмой одноименный альбом, наконец, раскроет, «кто я и кем хочу быть». Это заявление-признание того, что она сдерживала в себе годами. В своей книге-автобиографии «More Myself», опубликованной этой весной, она очень правдиво и чистосердечно рассказала о своем тяжелом детстве и воспитании в «адской кухне» Нью-Йорка. Одаренная пианистка (которая отказалась от стипендии в Колумбийском университете, чтобы заняться поп-карьерой, — прим. редакции) была единственным ребенком матери-одиночки, живущей в однокомнатной квартире, за стенами которой жили сомнительные люди: «Сутенеры и проститутки были повсюду. Заведения для взрослых были повсюду», — вспоминает Алиша. Будучи молодой девушкой, она «определенно рано научилась привлекать к себе как можно меньше внимания». Она носила одежду сорванца, избегала ярких цветов и всегда носила с собой нож, чтобы «отделиться от того пространства, в котором я шла». Навыки самосохранения, которым она научилась на тех улицах, окупились, когда в молодости ей пришлось выживать в музыкальном бизнесе. Киз всегда сохраняет хладнокровный контроль над своим творчеством, имиджем и личной жизнью. Хотя, как она сама признается: «Иногда я люблю грубо ругаться и использовать мат, но публика никогда этого не услышит, так как я изо всех сил пытаюсь сохранить свое достоинство темнокожей женщины, регулярно выступающей и поющей о вопросах расового и гендерного равенства».

«Мне понадобилось много времени, чтобы перестать угождать другим. Я, без сомнения, сильная, жестокая и храбрая», — рассказывает Киз. «Тем не менее, я также спокойно могу оказаться на полу в ванной, крича, плача и чувствуя себя уязвимой».

В альбом «Alicia» вошло 15 треков, в том числе записанных вместе с американской исполнительницей Jill Scott, рэпершей Tierra Whack, танзанийским музыкантом Diamond Platinumz, а также Khalid, Miguel, Sampha и другими.

1. Truth Without Love

Альбом начинается с песни «Truth Without Love». Название этой песни является отсылкой к афоризму американского священника Уоррена Вирсбе: «Truth without love is brutality, and love without truth is hypocrisy/ Справедливость без любви — жестокость. Правда без любви — это лицемерие». Текста в треке очень много, все начинается с торопливого разговора и после сходит на нет. Фирменные навыки игры на фортепиано сопровождают нас на протяжении всего трека, но затем остаются незамеченными до следующей трети альбома.

«…What if I wasn’t Alicia? Would it please ya?/ Что, если бы я не была Алишей / Тебе бы это понравилось?…»

2. Time Machine

По-настоящему выдающимся является второй трек «Time Machine». Это великолепный, головокружительный вихрь ретро-футуристического фанка — в голове сразу всплывают воспоминания о музыке Стиви Уандера. Сплошной электронно-танцевальный ритм прекрасно сочетается со звуками синтезатора, сладким, еле слышным бэк-вокалом и раздающимися в далеке нотами ситара. Она поет о «страхе», который мы все испытываем, когда вынуждены противостоять тому, кем мы являемся на самом деле. На протяжении трека, Алиша просит отвлечься от нашего постправдивого общества на саморефлексию или «страх перед тем, кого мы видим в отражении зеркала», предлагая искать утешения не в ностальгии по более простым временам, а в своей свободе. На данный трек уже снят клип в стиле 90-х, в котором Алиша, наслаждаясь своим новым хитом, катается на четырёхколёсных коньках на роллердроме. Одним из режиссёров выступил родной брат Алишии Киз ― Коул Кук.

«…No, we can’t rewind, life ain’t no time machine/ Нет, мы не можем перемотать назад, жизнь — это не машина времени
But once you free your mind, there’s beauty in everything/ Но как только ты освободишь своё сознание, ты поймёшь, что во всём есть красота…»

3. Authors Of Forever

К тому времени, как очередь доходит до третьего сингла на альбоме «Authors Of Forever», мы чувствуем невероятную мотивацию и невидимую поддержку Киз, которыми пронизан весь трек. Удивительным образом Алиша не просто поет, а позволяет тихой дрожи в голосе наполнять мелодию. Этот смелый трюк позволил перевести акценты и наделить важностью каждое произнесенное слово в треке. Иногда оптимизм Алиши по поводу будущего мира кажется наивным, как эхо эпохи, когда «надежда и перемены» казались достижимыми, но все же именно такая вера позволяет двигаться дальше.

«…We’re all in this boat together/ Мы все вместе в этой лодке
And we’re sailing towards the future and it’s alright/ И мы плывем в будущее, все в порядке
We can’t make the whole thing better/ Мы не можем сделать все вещи лучше
We’re the authors of forever and it’s alright/ Мы авторы навсегда, и все в порядке…»

4. «Wasted Energy»

По мере того, как мы доходим до танцевальной композиции «Wasted Energy», перед нами разворачивается музыкальное комбо с гитарными флипами, самба-щелчками и сэмплированными голосами. Алиша выступает с краткой вокальной партией, напоминающей творчество Шаде, в центре регги водоворота, рассказывая историю о том, что часто нас игнорируют и не оценивают по достоинству наши чувства. Дублированная композиция «Wasted Energy» записана при участии танзанийского музыканта Diamond Platinumz.

«…Too many times you turned a blind eye to the way I feel/ Слишком много раз ты закрывал глаза на то, что я чувствую
Had to learn it the hard way/ Пришлось усвоить это на собственном горьком опыте…»

5. Underdog

Гимн-сингл «Underdog», на котором Киз отдает дань уважения людям, находящимся в сложных жизненнх обстоятельствах, но продолжающих поиски лучшей жизни. Певица с теплом рассказывает о буднях матери-одиночки, таксиста и уличного торговца. «Underdog», написанный в соавторстве с Эдом Шираном, передает простенький и трогательный привет «молодым учителям» и «студентам-врачам», а также «матерям-одиночкам, ожидающим чека». Режиссёром видео выступила Венди Морган.

«Кто-то может воспринимать слово „аутсайдер“ („underdog“ — прим. редакции) как негативное, но я считаю его ярким словом, представляющих людей, которые могут быть недооценены, но при этом они всё же принимают вызов и превосходят ожидания. Каждый день просыпаться и продолжать движение — это победа. Маленький триумф, который действительно имеет значение. У всех нас в жизни бывало такое, что нам приходилось действовать вопреки ожиданиям. И это всегда нелегко. Я люблю эту песню, потому что она — про реальную жизнь, реальных людей и наш жизненный опыт. Мне нравится, что этот трек — история о стольких невоспетых героях. Меня воспитывала мать-одиночка. Она — чемпион, она — мое вдохновение», — сказала артистка.

«…They said I would never make it/ Мне говорили, что у меня ничего не получится
But I was built to break the mold/ Но я выросла, чтобы ломать шаблоны
The only dream that I’ve been chasing is my own/ И преследую я только собственную мечту…»

6. 3 Hour Drive (feat. Sampha)

Трек «3 Hour Drive» создан совместно с британским певцом Sampha. Это один из самых удачных дуэтов на альбоме, потому что мелодичный и бархатистый вокал Алиши интересно сочетается с более хриплым голосом Sampha. В композиции артисты воспевают любовь и нужду в определенном человеке и оплакивают свои несостоявшиеся отношения.

«…Come back to me. It’s more than I can take/ Вернись ко мне. Я не выдержу больше…»

7. Me x 7 (feat. Tierra Whack)

Композиция «Me x 7» записана совместно с хип-хоп исполнительницей из Филадельфии Tierra Whack. В этой откровенной песне оба артиста повествуют об отношениях, которые, кажется, трещат по швам. Алиша признает, что она глубоко влюблена в этого человека, хотя ее беспокоит, что она заботится о нем больше, чем о себе. Это приводит к болезненному внутреннему конфликту. Это одна из тех песен, которая найдет отклик в сердцах многих людей, пережившим или переживающим болезненные отношения.

«…I do/ Я забочусь
I care too much/ Я слишком забочусь
I care too much about you/ Я слишком забочусь о тебе
More than myself sometimes/ Иногда больше, чем я…»

8. Show Me Love (feat. Miguel)

Более счастливой песней о любви выступает «Show Me Love», дразнящий, сексуальный дуэт с Miguel. Трек наполнен звуками фортепиано и интересным вокалом. А когда фирменную игру на пианино Алиша сменяет на акустическую гитару получается своеобразный нео-соул, который можно было бы щедро охарактеризовать «музыкой для особого настроения».

«…Show me love/ Покажи мне любовь
Like we never done it/ Будто, мы никогда этого не делали…»

9. So Done (feat. Khalid)

«So Done» — лаконичный дуэт с юным певцом Khalid, в котором пара бывших народных угодников заявляет о своих общих амбициях — опровергнуть ожидания. Они больше не хотят идти на поводу у толпы и делать так, как хотят другие. Огромное колличество инструментов, гитары и ударных, образовывают особую атмосферу, отличающуюся от остальных синглов на альбоме.

«…’Cause I’m so, so done/ Потому что с меня хватит,
Guardin’ my tongue, holdin’ me back,/ Хватит следить за языком и сдерживаться,
I’m livin’ the way that I want./ Я буду жить, как хочу.
’Cause I’m so, so done/ Потому что с меня хватит…»

10. Gramercy Park

В кантри-блюз композиции «Gramercy Park» также, как и в своей книге «More Myself», Алиша рассказывает, что всю свою жизнь борется с ожиданиями других людей, но теперь она изо всех сил пытается установить границы и делать так, как хочется ей. Это одна из тех песен, которые выходят за рамки радио-форматов и жанров, с текстом, который обращается к обществу с полной самоотверженностью и беспокойством о том, чтобы сделать всех счастливыми.

«…Now you’re falling for a person/ Теперь ты влюбляешься в человека
That’s not even me/ Это даже не я
‘Cause I forgot about the person/ Потому что я забыла о человеке
That I used to be/ Которым я была раньше…»

11. Love Looks Better

Трек «Love Looks Better» был спродюссирован Алишей совместно с некоторыми из самых известных людей в поп-музыке: Ноэлем Занканеллой и Райаном Теддером, который является соавтором большинства треков Бейонсе. «Love Looks Better» отличается от всего, что Киз выпускала до этого момента. В музыкальном плане все звучит более энергично с самого начала, с аккомпанементом, включающим басы и, конечно же, большие барабаны. В конце концов, можно услышать фортепианный диапазон, а также звуки синтезатора. Это не композиция в стиле R&B, а, скорее, тут заметна смесь лучших элементов R&B и поп-музыки.

«…All I, all I ever wanted/ Все, что я, все, что я когда-либо хотела
Was a dollar and a chance/ Это доллар и шанс
Find, find what I’m made of/ Найти, найти то, из чего я сделана…»

12. You Save Me (feat. Snoh Aalegra)

«You Save Me» — еще один трек, призывающий общество прислушиваться к своему внутреннему голосу, наслаждаться свободой и делать лишь то, что хочется самому. В тоже время, он повествует о полной самоотдаче в любви, когда начинаешь терять себя и полностью растворяться в отношениях. Трек имеет похожее полузнакомое звучание с другими композициями, когда рычащий, местами дрожащий голос Киз обменивается словесными фразами со шведским композитором и артистом Snoh Aalegra.

«…After I given my all/ После того как я отдала все
Will you be there to catch me if I fall/ Будешь ли ты тут, чтобы поймать меня, если я упаду…»

13. Jill Scott (feat. Jill Scott)

«Jill Scott» — тандем двух талантливых женщин, которые разминулись на несколько десятилетий, с довольно разными стилями. Но их объединяет то, что каждая из них сильно повлияла на поп музыку и проложила дорогу другим сильным артисткам. И вот мы наблюдаем их дуэт. В результате получилась элегантная летняя любовная песня, напоминающая ранние записи Jill Scott.

«…’Cause the world needs love/ Потому что миру нужна любовь
Don’t we all know?/ Разве мы этого не знаем?…»

14. Perfect Way To Die

Последние две песни на «Alicia» самые сильные, которые одновременно тревожат и воодушевляют. Песня «Perfect Way to Die» является своеобразным гимном Black Lives Matter, который направлен на защиту прав темнокожего населения, страдающего от жестоких методов полиции в США и жертв действий правохранительных органов. В треке прослеживается камерная поп-атмосфера и легкие припевы, которые звучат почти как бродвейский мюзикл. Одним из самых сильных моментов на треке является момент, когда Алиша замолкает и не показывает слезы матери, услышав, что ее сына застрелили.

«…Simple walk to the corner store/ Простая прогулка до магазинчика на углу
Mama never thought she would be gettin’ a call from the coroner/ Мама никогда не думала, что ей позвонит коронер
Said her son’s been gunned down, been gunned down/ Сказал, что ее сына застрелили, застрелили
„Can you come now?“/ „Вы можете прийти сейчас?“…»

15. Good Job

Альбом заканчивается серьезной композицией «Good Job» — фортепианной балладой, посвященной «матерям, отцам, учителям», и другим обычным людям, которые просто пытаются выжить в течение дня. С приглушенными битами и звуками церковного пианино за ее знаменитым верхним регистром, Алиша поет о любви как о двигателе, который заставляет все работать. Как и большая часть альбома «ALICIA», песня теплая, благонамеренная и призвана обеспечить каждому столь необходимое музыкальное исцеление. Завершается альбом словами, которые явно относятся к передовым работникам во время пандемии:

«…The world needs you now/ Вы нужны миру сейчас
Know that you matter/ Помните, что вы важны…»

Добавить комментарий