MOOD-разбор: Kendrick Lamar «Mr. Morale & The Big Steppers»

Первый альбом за пять лет, одного из главных рэперов планеты, Кендрика Ламара не нуждается в рекламе. Стоит отметить, что это его последний релиз на Top Dawg Records. «Mr. Morale & The Big Steppers» — это двойной альбом, который, конечно же, является вишенкой на вишенке на еще одной вишенке в его карьере, которая никогда не теряла своих позиций — ему даже удалось сделать U2 привлекательными на «DAMN» 2017 года (на альбоме имеется совместная песня XXX, — прим. редакции).  Ламар дразнил своим «последним альбомом на TDE» с августа прошлого года, когда он запустил свой загадочный веб-сайт в Окламе и опубликовал некий намек на свою следующую работу. «Я счастлив быть частью такого культурного наследия спустя 17 лет», — написал он о Top Dawg Entertainment. О выходе же альбома «Mr. Morale & The Big Steppers» он объявил чуть меньше месяца назад, отвечая фанату, ошибочно заявившему: «Кендрик Ламар официально ушел на пенсию». «Mr. Morale & The Big Steppers» вышел следом за полноценным альбомом «Damn», получившим Пулитцеровскую премию в 2017 году. Он признался, что за последние годы большую часть времени проводил в раздумьях, сидел дома, ремонтировал велосипеды, месяцами не пользовался связью. И сосредоточился на своей, реальной жизни. Кендрик больше года размышлял над концепцией альбома, искал новый звук и новые смыслы.

Все, что сделал рэпер из Комптона — объявил дату релиза и интригующее название, а менее чем за неделю до выпуска нового LP Ламар выпустил «The Heart Part 5», свою первую песню с 2018 года и последнюю из его многолетней серии синглов «The Heart». Исторически сложилось так, что Ламар изначально делится треками как прелюдией к более крупному проекту. «Part 5» была презентована с музыкальным видео, снятым Дэйвом Фри и Ламаром, в котором лицо рэпера превращается в дипфейки О. Джей Симпсона, Уилла Смита, Джусси Смоллетт, Коби Брайанта, Канье Уэста и Нипси Хассла. Визуал открывался цитатой, приписываемой Окламе: «Я есть все мы».

Позже Ламар представил обложку альбома «Mr. Morale & The Big Steppers»: мрачное изображение, снятое Ренеллом Медрано. В интимной сцене, происходящей в спальне, на голове Ламара надет терновый венец, а на руках ребенок, взгляд которого пронзает камеру. На заднем плане на неубранной кровати сидит его девушка (с которой они вместе со школьных времен, — прим. редакции) с еще одним ребенком на руках (новорожденного зовут Енох, как он сам говорит в «Worldwide Steppers»). Ламар, у которого в штанах явно спрятан пистолет, смотрит в окно, словно ожидая угрозу.

Это продолжительное произведение, охватывающее 73 минуты пьянящего хип-хопа с оттенком джаза и рэпа и сделанное в истинном стиле Кендрика, колеблется между проникновенным и взрывным вайбом. Здесь очень много лирики, души,  мелодичности, акустических инструментов, фортепиано и струнных. «Mr. Morale & The Big Steppers» представлен как двойной альбом, каждая половина которого состоит из девяти треков. В альбоме неоднократно звучит голос Экхарта Толле – поп-философ и духовный наставник, автор книг об осознанности и свободе зачитывает несколько песен. Девушка Ламара Уитни Алфорд упоминается в нескольких песнях, в том числе в «We Cry Together», в которой также есть семпл Florence and the Machine. Продюсерами альбома являются Pharrell, Duval Timothy, The Alchemist, Beach Noise, Boi-1da, Sounwave, Dahi, FNZ, J. LBS, Bekon и многие другие. В альбоме также есть несколько гостевых треков: в «Father Time» Сэмфа помогает на вокале, а в «Mother I Sober» появляется 57-летняя Бетт Гиббонс, которая уже давно завершила карьеру, из Portishead. Кроме того, три трека на каждом диске позиционируются как совместные труды: на первом диске «Die Hard» представляет собой трехстороннюю совместную работу Кендрика, Blxst и Аманды Рейфер, а «We Cry Together» показывает, как Кунг-фу Кенни объединяет усилия с Тейлор Пейдж, в «Purple Hearts» вступают в бой Саммер Уокер и Ghostface Killah.

Во второй части находится «Silent Hill» с Kodak Black, «Saviour» с Бэби Кимом и Сэмом Дью, а также титульный «Mr. Morale» с Танной Леоне. На каждой части есть интерлюдия: «Rich» на первом и «Saviour» (одноименный пролог к вышеупомянутой коллаборации Keem и Dew) на втором.

34-летний мужчина, как истинный христианин, чаще всего кажется безмятежным, похожим на монаха по сравнению с эгоцентричными сверстниками. Некоторый уровень отстраненности всегда присутствует в нем, когда его стандартно называют величайшим рэпером своего поколения, он рассказывает о боли всего темнокожего населения Америки в своем экстраординарном альбоме 2015 года «To Pimp a Butterfly», а затем становится первым музыкантом за пределами хип-хопа и классики, который выиграл Пулитцеровскую премию в области музыки с последующим альбомом «Damn».

На альбоме Ламар постоянно поднимает проблемы «cancel culture/ культуру отмены» на протяжении всего альбома. Например, Kodak Black присутствует на нескольких треках. А ведь в прошлом году по делу, касающемуся инцидента 2016 года, рэпер признал себя виновным в нападении первой степени и избиении женщины. Он открыто поддерживает бывшего президента Дональда Дж. Трампа, который в начале 2021 года смягчил его четырехлетний тюремный срок по обвинению в хранении оружия.

Здесь он избегает давления от ожиданий всего мира и всех тех неизбежных взглядов, направленных на него, сосредоточив свое внимание на самых скрытых и глубоких темах внутри. Шум цокающих ботинок следует за ним по всему альбому, в какой-то момент женский голос приказывает ему: «Stop tapdancing around the conversation/ Прекрати отбивать чечетку, когда я разговариваю (Ходить вокруг до около, избегая разговора)», но на самом деле кажется, что не существует темы, которую он избегает. На альбоме Кендрик рассуждает о своих ментальных проблем, признается в секс-зависимости и изменах, говорит о проблемных отношениях с отцом и матерью и многое другое. Это некий путь его личности, которая пытается избавиться от боли, стресса и грязи. Есть ощущение, что каждый слушатель приглашен на «просмотр» театрального представления, происходящее в кабинете у психотерапевта. В треках к нему постоянно кто-то обращается, а он отвечает, пытаясь найти себя нового, а некоторые песни вообще строятся на диалогах. По сути, это сборник рассказов о жизни Ламара, по-видимому, связывающий воедино его успех с детством и различные промежуточные переживания с очень длительным сеансом терапии, от эго к проблемам с собственным папой и становлению самому отцом.

1. United In Grief

Альбом начинается со слов:

«…I hope you find some paradise/ Я желаю тебе обрести рай
(Tell ’em, tell ’em the truth)/ (Расскажи им, расскажи им правду)
I’ve been goin’ through somethin’/ Мне пришлось пройти через кое-что особенное
One-thousand eight-hundred and fifty-five days/ За 1855 дней…»

Эта цифра — точное количество дней, которые прошли с момента выхода предыдущего альбома «Damn».

Во вступительной песне «United in Grief» под резкие, настойчивые биты и меланхоличные звуки пианино он вспоминает убийства, которые лично видел, и признается, что регулярно встречается с психотерапевтом. Он рассуждает о ненужных тратах: дорогие машины, особняки, ювелирка — это было нужно только в юности из-за личных комплексов и жизни в гетто. Например, купил часы Rolex, но надел их один раз, купил дом с огромным бассейном, но ни разу в нем не плавал. Сейчас же он акцентирует на том, что горюет и думает совершенно о других вещах.

В треке есть очень много отсылок к предыдущим работам. Например, если вспомнить «Sherane a. k. a Master Splinter’s Daughter», первый трек Кендрика во втором студийном альбоме «Good kid, m. A. A. d city», то там постоянно звучит «repetible/ повторяющийся», а правильно — «repeatable/повторяемый». Но тут стоит отметить, что неправильное произношение слов — часть диалекта Кендрика (он вырос, говоря на языке, который знали только он и его приятели, настолько, что другие подумали бы, что это акцент). В данном случае это «a snitch on a pedestal/ крыса-стукач на пьедестале» вместо «stool pigeon/ стукач».

2. N95

Название песни выбрано неслучайно, это ссылка к защитным маскам-респираторам KN95, которые из-за пандемии COVID-19 пришлось носить всему миру. «The world in a panic/Мир в панике» — отсылка к состоянию, в котором находился мир во время пандемии коронавируса. В 2020 году COVID-19 вызвал крах фондового рынка 2020 года, о котором говорит Кендрик. Результатом этого рыночного краха стала глобальная экономическая рецессия, что привело к безработице. Стоит отметить, что трек критикует очень многие моменты связанные с пандемией и потребительское отношение к миру. Например, в одной из строчек он высмеивает людей, которые продают музыку в интернете, изначально покупая количество прослушиваний, а именно люди, которым заплатили прослушивают музыку данного исполнителя для достижения определенного количества прослушиваний. Также Кендрик упоминает несколько дизайнерских брендов: Chanel, Dolce & Gabbana, The Birkin, критикуя людей, чей образ жизни полностью основан на материализме. Несмотря на это, Кендрик на самом деле признается, что тратит деньги на бессмысленную роскошь на протяжении всего предыдущего трека «United In Grief». В песне сменяется несколько разных тонов: резкий, монотонный, агрессивный и хаотичный.

«…What the f*ck is cancel culture, dawg?/ Что, черт возьми, такое культура отмена, чувак
Say what I want about you niggas, I’m like Oprah, dawg/ Говорю то, что я хочу о тебе, н***** Я как Опра, чувак.
I treat you crackers like I’m Jigga, watch, I own it all/ Я обращаюсь с вами, „белыми“, как с „темнокожими“, смотри, как я владею всем этим.
Oh, you worried ’bout a critic? That ain’t protocol/ О, ты беспокоишься о критике, которая не соответствует протоколу…»

3. Worldwide Steppers

 В начале трека он отмечает, что он записан совместно с Kodak Black, также звучит имя Экхарта Толле. Это духовный наставник, немецкий писатель, известный по книге «Сила настоящего: Руководство к духовному пробуждению» — его цитаты звучат еще в нескольких местах альбома. В песне «Worldwide Steppers» Кендрик делится мыслями о своей относительно уединенной жизни, в которой он провел последдние 5 лет, вдали от публики. Целых два года страдал от «творческого кризиса». Религия, психотерапевт и очищение чакр вывели его из «творческого кризиса» для создания этого альбома. За это время у него родилось двое детей, которые, кажется, заземлили его. Тут же он называет имя новорожденного сына — Енох. Так звали ветхозаветного пророка, предсказавшего великий потоп (он же был и прадедом Ноя), а также был взят богом на небеса живым . А старшую девочку зовут не по-библейски — Узи.

В треке Ламар также рассказывает о постоянных изменах своей девушке Уитни, с которой они уже расстались. У него были различные сексуальные контакты с белыми женщинами, и он полагает, что его предки пристыдили бы его за эти отношения. Тут же Кендрик вновь и вновь поднимает вопрос культуры отмены, называя всех, включая себя, с точки зрения того, кто поддерживает движение, «убийцами» и «гермофобами», поскольку у них будет одержимость оставаться чистыми (в данном случае, в контексте политкорректности), тем самым «убивая» карьеру того, кого считают нечистым. Здесь он обвиняет новостные СМИ, такие как CNN и FOX News и социальные сети, которые также создали предвзятые повествования для своих зрителей на основе того, о чем они решили сообщить. Они оказали огромное влияние на коллективное сознание, как и религия. Нетерпимость к отличающимся мнениям привело к тому, что многие люди были «уволены», именно это же убило наше сознание или способность людей формировать собственные мысли и мнения о ситуации.

«…The media’s the new religion, you killed the consciousness (What the f*ck?)/ СМИ — новая религия, ты убил сознание (Какого хр*на?)
Your jealousy is way too pretentious, you killed accomplishments (What the f*ck?)/ Твоя ревность слишком претенциозна, ты убил достижения (Какого хр*на?)
The industry has killed the creators, I’ll be the first to say (What the f*ck?)/ Индустрия убила творцов, я буду первым, кто об этом скажет (Какого хр*на?)…»

4. Die Hard (Feat. Blxst & Amanda Reifer)

Та самая песня, которую можно назвать местами попсовой, благодаря сладоголосым припевам от барбадосской певицы Аманды Рейфер. Стоит отметить, что тут используется музыка из 21st Century «Remember the rain» и цитаты из песни Digital Underground «Kiss You Back».

В песне, которая очень сильно напоминает работы Nipsey Hussle, Кендрик рассказывает о своей неуверенности и борьбе, связанной с честностью и разделением отношений. У него есть сомнения относительно того, будут ли его все еще любить, если он раскроет свою душу, покажет неуверенность. Вероятно, подобные страхи вызванны прошлыми травмами и отношениями. Однако к концу песни он признает, что должен преодолеть свое прошлое, чтобы достичь своей лучшей формы и быть любовником на полную мощь. Отпустив и поняв, что нынешние отношения не такие бесцельные, и он не такой уж неверный, как был в прошлом.

«… Do you love me? (Okay) Do you trust me? (Okay)/ Ты любишь меня? (Хорошо) Ты доверяешь мне? (Хорошо)
Can I trust you? (Okay) Don’t judge me (Okay)/ Могу я доверять тебе? (Хорошо) Не осуждай меня (Хорошо)…»

5. Father Time (Feat. SAMPHA)

Читая название «Father Time» сразу на ум приходит нечто трогательное и милое. Но тут все вовсе не так, он размышляет над грубым воспитанием и прошлыми ошибками, рассказывает о проблемах с отцом, который был требовательным человеком и воспитывал в сыне победителя («Мама сказала: «That boy is exhausted/ Парень выдохся», он ответил: «Go f*ck yourself. If he give up now, that’s gon’cost him/ Иди к черту. Если он сдастся, будут последствия»). Исследуя укоренившуюся, токсичную мужественность, которая передается из поколения в поколение, иногда активно благодаря отцу, который присутствует, а иногда из-за его отсутствия, он называет «проблемы с отцом» главной причиной бандитизма среди молодых темнокожих мужчин. Это все привело к тому, что Кендрик научился держать эмоции в себе, ни к кому не привязываться и стал эгоистом. Отец часто говорил «Take the gloves off» и «The gloves come off» эти идиомы «Сними/сбрось перчатки» — общие фразы, означающие яростную борьбу и соревнования без каких-либо ограничений. Выражение происходит из бокса, где перчатки используются для защиты кулаков бойца, а также для ограничения травм бойца, получающего удары.

И, если трек начинается с диалога с его девушкой Уитни Алфорд, которая советует ему обратиться за советом к Экхарту Толле и терапевту. Он отвечает: «Real n***a need no therapy/ Настоящему мужику не нужна терапия». То позже он постепенно пересматривает взгляды, называя мужественность «токсичной». Говоря, что она мешает ему и другим мужчинам тем, что не дает признать свои уязвимости. Это одна из корневых тем альбома.

Также в треке Ламар намекает на соперничество и примирение между Канье Уэстом и Дрейком. Канье и Дрейк были вовлечены в многолетнее противостояние, которое обострилось в конце лета и осени 2021 года. И, которое завершилось одновременно с выпуском их альбомов «Donda» и «Certified Lover Boy».

«…When Kanye got back with Drake, I was slightly confused. Guess I’m not as mature as I think/ Когда Канье помирился с Дрейком, я был немного сбит с толку. Думаю, я не такой зрелый, как мне кажется…»

6./7. Rich (Interlude)/ Rich Spirit

Песня «Rich» представлена в двух вариантах. В первой — интерлюдии к «Mr. Morale и Big Steppers», Kodak Black рассказывает о многочисленных трудностях, с которыми он столкнулся на пути к успеху в рэп-индустрии. Также отмечает, что несмотря на то, что сейчас он находится в гораздо лучшей жизненной ситуации по сравнению с ситуацией много лет назад, он все еще боится своих проблем в прошлом и, следовательно, ведет себя с ними осторожно. Задумывается о том, что большинство людей, с которыми они выросли, сейчас находятся в тюрьме, в современных бандах цепей. Цепная банда — это более старый термин для обозначения заключенных, которые выполняли физический труд в качестве наказания в Соединенных Штатах, часто будучи скованными вместе во время этой работы, отсюда и название. Многие называют это современным продолжением рабства, поскольку многие из заключенных темнокожие.

«…Most of the people that you grew up with are now in the chain gang/ Большинство людей, с которыми мы выросли, находятся сейчас за решеткой (в банде цепей)…»

Тут Кендрик использует эфирные мелодии и изображает другую сторону себя, а также обсуждает смертность, лояльность, нарциссизм и веру. Идея названия и посыла сингла связана со многими религиозными образами, а именно с библейскими отрывками, такими как Евангелие от Матфея глава 5 стих 3. «Blessed are the poor in spirit, for theirs is the kingdom of heaven/ Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Кендрик считает ошибочным обожествление знаменитостей в современную эпоху, тенденцию, которая заставляет людей доверять им и навязывает веру в то, что звезды каким-то образом более честные, чем обычные люди. Ламар рассуждает о том, как трудно сбалансировать все аспекты своей жизни. Хотя у него достаточно денег, он предпочитает «не менять сломанный телефон». В то время как в широком смысле он подчеркивает бережливость, которую человек приобретает, когда растет в бедности, бережливость, которая не исчезает со временем. Если брать более абстрактный масштаб то тут говорится о уравновешивании всей его жизни и веры. Он борется с внутренними демонами из-за недавно обретенной славы и богатства, борется за то, чтобы оставаться искренним, несмотря на негатив вокруг него. Он считает, что богатство может стать барьером между ним и его верой. И в Коране, и в Библии говорится, что богатому человеку труднее попасть в рай, чем верблюду пройти сквозь игольное ушко. И именно поэтому Кендрик намекает на свое желание держаться подальше от социальных сетей.

«…Rich n***a, broke phone (Ah)/ Богатый пацан сломал телефон (Ах)
Tryna keep the balance, I’m stayin’ strong (Ooh)/ Пытаюсь сохранить равновесие, я остаюсь сильным (Ооо)
Stop playin’ with me ’fore I turn you to a song (Yeah)/ Прекрати играть со мной, пока я не превратил тебя в дисс (Да)
Stop playin’ with me ’fore I turn you to a song/ Прекрати играть со мной, пока я не превратил тебя в дисс …»

 8. We Cry Together (Feat. Taylour Paige)

«We Cry Together» изображает яростный спор между Ламаром и его партнершей, которую играет актриса Тейлор Пейдж, во время которого она обвиняет его в проступках Дональда Трампа, Р. Келли и Харви Вайнштейна. Тейлор затрагивает тему женского общества, в котором исторически доминировали мужчины. Она чувствует себя угнетенной и ощущает, что ей не дают равных шансов во многих сферах жизни просто из-за ее пола. Хотя на протяжении многих лет мы видели волну женщин-рэперов, разрушающих барьеры в индустрии, в современной же индустрии все еще существует много стереотипов и предубеждений в отношении артисток-женщин.

«…You the reason Harvey Weinstein had to see his conclusion/ Ты причина, по которой Харви Вайнштейн должен был увидеть свое заключение
You the reason R. Kelly can’t recognize that he’s abusive/ Ты причина, по которой Р. Келли не может признать, что он абьюзер
Man, shut the fuck up, we all know you still playin’ his music/ Чувак, заткнись, мы все знаем, что ты все еще включаешь его музыку…»

Актерская игра, которую Кендрик Ламар и Тейлор Пейдж устроили в треке просто исключительна! Это своего рода травматическая и душераздирающая перестрелка из оскорблений между Ламаром и Тейлор Пейдж. Удивительно продуманно и ужасно реально, настолько, что кажется, будто вы тоже к этому причастны, как будто ваши соседи шумно спорят сквозь тонкие, как бумага, стены.

Песня начинается с вокального сэмпла из песни Florence + the Machine «June» 2018 года, а затем переходит в урезанное фортепиано и барабанный ритм, любезно предоставленный The Alchemist. После выхода альбома фанаты и средства массовой информации отметили, что концепция песни имеет сходство с песней Эминема «Kim», выпущенной в мае 2000 года. Интерлюдии могут быть интерпретацией сцены из культового классического фильма 1993 года «Poetic Justice/Поэтическое правосудие», где Лаки, которого играет Тупак Шакур, спорит с Джастис, которую играет Джанет Джексон. Они обмениваются яростными оскорблениями в фургоне, прежде чем он оставляет ее на обочине дороги. Это не первое влияние Тупака на Кендрика, на обложке сингла «Poetic Justice» с дебютного альбома Кендрика «Good Kid, m. A. A. d City», выпущенного в октябре 2012 года были изображены персонажи фильма, Лаки и Справедливость.

9. Purple Hearts (Feat. Summer Walker & Ghostface Killah)

Название трека отсылает к Пурпурному сердцу — военной награде, присуждаемой четырьмя видами вооруженных сил США тем, кто ранен или погиб при исполнении служебных обязанностей. 3 главные темы, которые поднимаются в песне: Бог, любовь и правда. Отсылок и обсуждений вокруг религии тут несчетное количество. Кендрик часто говорит, что он не раскаивается в своей склонности к правде: «This is my undisputed truth/Это моя неоспоримая истина». Он считает, что правда — одна из самых важных вещей в мире. На протяжении всего альбома он делится многими личными историями: в «Auntie Diaries» он рассказывает о своем двоюродном брате, который стал трансгендером, о сексуальном насилие в «Mother I Sober» и о культуре токсичной мужественности в «Father Time». Кендрик всегда был сторонником того, чтобы писать, читать рэп и говорить о реальном жизненном опыте, который исходит прямо из сердца, а не читать рэп только ради рэпа. Он также признается, что очень самокритичен. Его решение быть социально дистанцированным может быть результатом того, что он не нашел духовной/эмоциональной связи с людьми. Он очень самокритичен и часто «сбивается с толку», потому что осознает множество своих недостатков и несовершенств. Но он может сделать так много, чтобы изменить культуру, этот мир, эту жизнь. Люди часто судят о других по их лайкам в социальных сетях. Но Кендрик знает, что социальные сети пусты и фальшивы. Вот почему он вне сети и по большей части держится подальше от Интернета.

«…Two-steppin’ away from rappers, I don’t trust their true intеntions/ Отхожу от рэперов, я не доверяю их истинным намерениям
I’m not in the music business, I been in the human businеss/ Я не в музыкальном бизнесе, я был в человеческом бизнесе
Whole life been social distant, h*es like, „When you not trippin’?“/ Вся жизнь была социальной дистанцией от шл*х типа: „Когда ты не под действием галлюциногеннов?“
I duck the party, who said they saw me?/ Я пропускаю вечеринки, кто сказал, что видел меня?…»

10. Count Me Out

«Count Me Out» — это адская музыкальная поездка на американских горках. В этой песне Кендрик Ламар проводит нас в церковь и напоминает нам, как выглядит стойкость. Трек фокусируется на том, как Кендрик ведет диалог с когда-то значимым для себя человеком. На протяжении всей песни он проживает новые главы своей жизни, в конце концов понимая, что он слишком хорош для этого человека, и что разрыв отношений вызвал у него гораздо счастливее эмоции чем негативные и жалкие чувства, которые он испытывал, бездумно проживая ту неразбериху, в которую попал. Кендрик с самого детства привык к насилию с применением огнестрельного оружия. Выросший в Комптоне, Кендрик стал свидетелем большого количества насилия, например, убийства в возрасте 5 лет. Он также видел много насилия, которое происходило у него дома (было упомянуто в «Mother I Sober», — прим. редакции). При поддержке своей девушки Уитни и под руководством духовного наставника Экхарта Кендрик, на протяжении всего трека, он пытается отделить свое сознание от тела — от боли, всех травм и эго, накопившихся за всю его жизнь.

«…This time around, I trust myself/ На этот раз я доверяю себе
All else fails, I was myself/ Все остальное терпит неудачу, я был собой
Outdone fear, outdone myself/ Превзошел страх, превзошел себя
This year, you better one yourself/ В этом году ты лучше самого себя…»

 11. Crown

В «Crown» уроженец Комптона Кендрик Ламар дает нам представление о своей психике, изображая образ нормальной, удовлетворительной жизни с глубоко противоречивым внутренним состоянием. Сопутствующий вокальный эффект создает ощущение двух голосов: самого Кендрика и проекции голосов внутри головы Кендрика. Этот критик — голос в его голове, подвергающий сомнению все его действия — выводит Кендрика из зоны комфорта. Критика действий дает нам, слушателям, возможность заглянуть в его чувства за последние несколько лет.

Кендрик понимает, что деньги, которые он дает своей семье, на самом деле не помогут укрепить отношения и доверие. Он должен излечиться от травмы, которую он нанес и которая была нанесена ему, чтобы по-настоящему выразить свою любовь и позволить своей семье жить в мире. В целом, он воспринимает любовь почти как сделку, подобную действию: давать и получать. Он боится отказать в помощи, опасаясь потерять любовь своих друзей. Хотя его друзьям и ему, скорее всего, было бы полезно иметь немного времени только для себя. Также он обращается к своим фанатам и просит «качать головой и телом», а также ставить «лайки» на его посты в социальных сетях, как подтверждение того, что он достоин похвалы за свою музыку. Он благодарит своих поклонников за лояльность, которую они проявили в ожидании новой музыки от Кендрика. Несмотря на пятилетний перерыв, большинство его фанатов по-прежнему внимательно слушали его другие пластинки, что, кажется, льстит Кендрику.

В своих текстах он также рассуждает о противоречивых чувствах к тому, чтобы быть замеченным и делать все возможное в качестве лидера, но, очевидно, не в состоянии угодить всем. Кендрик также говорит о любви и ссылается на «Генриха IV» Уильяма Шекспира на протяжении всего мелодического припева песни. «Heavy is the head that chose to wear the crown/ Тяжела голова, решившая носить корону» — отсылка к самой известной строчке из шекспировского «Генриха IV, часть 2» и «To whom much is given, much is required now/ Кому много дано, от того много и требуется» (часто цитируется как «Кому много дано, от того много и ожидается», — прим. редакции) исходит из Луки 12:48 в Библии: «Ибо от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут». Оба высказывания подчеркивают, что те, кто занимает руководящие должности или посты у власти, несут эмоциональное бремя, вызванное обязанностью служить другим. Кендрик использует их, чтобы отразить стресс, который он испытывает как выдающаяся фигура в хип-хопе, и необходимость оправдать ожидания поклонников и сверстников, которые боготворят его.

«But the time it’ll come (But the time it’ll come)/ Но придет время (но придет время)
To not be there when somebody needs you (When somebody needs you)/ Ты не сможешь быть рядом, когда ты кому-то будешь нужен (Когда ты кому-то будешь нужен)
You say no and all you’ve done gives them amnesia (They don’t remember)/ Ты говоришь им „нет“, и все, что вы сделали до этого, вызывает у них амнезию (они не помнят)
One thing I’ve learned, love can change with the seasons/ Я понял одну вещь: любовь может меняться в зависимости от времени года…»

12. Silent Hill (Feat. Kodak Black)

«Silent Hill» — это трек, который можно проигрывать в любой обстановке. Во-первых, в песне есть бодрый бит, который заставляет твое тело двигаться в такт. Во-вторых, очень запоминающийся мелодичный рэп, динамичный флоу, запоминающийся хук в стиле Yeat-Esque и один из самых эффективных и сложных куплетов Kodak Black. В песне артисты рассказывают о своих деньгах, жизненных проблемах и, следовательно, о фальшивой дружбе.

Название песни «Silent Hill» можно воспринимать дословно — Кендрик упоминает тишину как механизм своего индивидуального психического здоровья и прямо цитирует «долину тишины». Название песни может снова представлять коннотацию текстов Кендрика, поскольку он вновь говорит о своей индивидуальной молчаливой честности. «Silent Hill» или «サイレントヒル» — это также название известной франшизы игр ужасов на выживание, созданной Konami. Кендрик также мог сравнивать ужас своего исхода с вымышленным ужасом сериала.

«…Head up, chest out/ Голова вверх, грудь вперед
Silence, I’m stressed out/ Тише, я в стрессе
Shh, be quiet, I’m stressed out/ Тссс, молчи, я в стрессе…»

13./14. Savior (Interlude)/ Savior (Feat. Baby Keem & Sam Dew)

В треке Baby Keem зачитывает длинный, хорошо рифмованный куплет, начинающийся с рассказа о его жизненных проблемах, взрослении и его семье, а затем углубляется в недавние переживания, преодоления и общество. Это все сопровождается классическим инструменталом на скрипке. Интермедию вводит немецкий духовный учитель и автор книг Экхарт Толле, произнося слово акапелла. Финал песни, в медленном фортепианном темпе, плавно перетекает в следующий «Savior».

Во вступлении Кендрик задает тон, напоминая тем, кто уважает общественных деятелей, что они всего лишь люди. Трек затрагивает разные темы: в первой части он поднимает множество расовых проблем; во второй он говорит о COVID-19 и политкорректности; а в третьей он обсуждает свои собственные недостатки и трудности.

Несмотря на то, что многие знаменитости вдохновили темнокожее сообщество, Кендрик строго напоминает слушателю, что это не обязательно означает, что они готовы нести единоличную ответственность за борьбу с угнетением в темнокожем сообществе. Он отмечает свое пренебрежение к людям, чье мнение продиктовано боязнью общественного несогласия. Рэпер чувствует, что его способность «стоять на» том, что он искренне считает важным, увеличивает его рост на целый фут (~ 0,3 м). Многие поддерживают темнокожих, но только тех, кто не похож на Kodak Black, который привлек внимание после его помилования и последующей поддержки Дональда Трампа. Для этих людей Kodak Black представляет собой множество противоречий. Например, уголовные обвинения в хранении оружия и его принадлежность к иудаизму. Кендрик считает, что, хотя некоторым людям нравится представлять его совершенно другим, чем Kodak, он похож с ним гораздо больше, чем, вероятно, хотели бы признать «активисты». «Bite one’s tongue/ Прикусить язык» означает воздержаться от высказывания своих истинных мыслей. Кендрик отмечает, что рэперы предпочитают следовать тенденциям, а не выделяться и озвучивать свои собственные убеждения.

Когда в 2020 году движение Black Lives Matter возродилось, многие задавались вопросом, почему Кендрик не говорит о текущей ситуации. Кендрик же тут намекает, что каждый день его жизни — это протест и борьба с расовой несправедливостью. Хотя он физически не выходит на улицы, протестуя каждый день, его влияние через музыку оказало влияние на темнокожее сообщество на всю жизнь. Он использует свои сообщения в музыке как собственный способ протеста. В то время как белые люди пожертвуют одним днем, чтобы протестовать, Кендрик должен жить как темнокожий человек и сталкиваться с этими проблемами каждый день своей жизни. Он честен в том, что, хотя желает помочь и спасти всех, он всего лишь человек, а не мессия. На самом деле, он борется с тем, что сам Иисус назвал второй «великой заповедью» в 22-й главе Евангелия от Матфея: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Кендрик борется с концепцией того, насколько на самом деле испорчен мир. В то время как оптимист в нем желает рассматривать мир как изначально хорошее место, он видел плохое и злое. Он борется с реальностью, что герои на самом деле работают со злодеями, и что наши политики, те, кто должен представлять голос народа, на самом деле эгоцентричны и жадны в глубине души.

«…Do you want peace?/ Вы хотите мира?
Then watch us in the street/ Тогда наблюдай за нами на улице
One protest for you/ Один протест для вас
Three-sixty-five for me/ Три шестьдесят пять для меня…»

15. Auntie Diaries

В треке «Auntie Diares» он читает историю о родственниках-трансгендерах — и как это воспринималось им в детстве. Используя это повествование, он критикует себя, общество и взгляды церкви на ЛГБТ-сообщество. Ламар размышляет о своих предубеждениях и использовании гомофобного сленга, а также вспоминает случай на фестивале Alabama Hangout Festival, когда он вывел на сцену белую девушку зачитать свой трек «m. A. A. d.» и запретил ей использовать «n-word». Когда она продолжила произносить «n-word», он попросил ее начать сначала и не использовать оскорбления, однако в конечном итоге она была вынуждена вернуться в зал. Он приходит к выводу, что раз настолько серьезно относится к использованию «n-word» белыми людьми, то должен и к использованию «f-word» людьми не из LGBT+.

Гомофобные оскорбления, к сожалению, были обычным явлением в школах на протяжении десятилетий, несмотря на то, как далеко зашло общество в борьбе за признание. Как и многие дети его возраста, Кендрик не видел проблемы в этой случайной гомофобии. Однако его образ мыслей, похоже, изменился после того, как его двоюродный брат объявил себя трансгендером. Это также может служить аллегорией хип-хоп культуры, где довольно распространена гомофобия. Хотя он, казалось бы, имел добрые намерения, Кендрик продолжает подчеркивать типы микроагрессии, в совершении которых он был виновен; а именно, продолжая неправильно определять пол своего кузена. Кендрик до сих пор задается вопросом действительно ли Бог считает его кузена порядочным человеком. Учитывая упоминание о том, что у него более сильная вера, чем у Кендрика. Принимает ли Бог его таким, каким он является на самом деле, или он рассматривает и принимает его как мужчину?

«…See, I was taught words was nothing more than a sound/ Видишь ли, меня учили, что слова это не более чем звук.
If ever they was pronounced without any intentions/ Если когда-либо они были произнесены без каких-либо намерений…»

 16. Mr. Morale (Feat. Tanna Leone)

Песня затрагивает такие темы, как травма поколений и излишества. Ламар цитирует Р. Келли и Опру Уинфри, которые известны своей любовью к жестокому обращению. Кендрик делится мудростью: «то, с чем вы имеете дело в этой жизни, проявляется в испытаниях и невзгодах предыдущей жизни». Ламар считает, что проблемы со здоровьем, которые у него имеются, являются результатом вредных привычек в прошлой жизни. Карма — это концепция пожинания того, что вы посеяли. Вселенная вернет вам то, что вы вкладываете.

«…It was one of the worst performances I’ve seen in my life/ Это был один из худших спектаклей, которые я видел в своей жизни
I couldn’t sleep last night because I felt this shit/ Я не мог спать прошлой ночью, потому что чувствовал это дерьмо…»

17. Mother I Sober (Feat. Beth Gibbons)

Кендрик все время возвращается в детство, рассказывая о семье и детских травмах. Песня «Mother I Sober» посвящена матери Кендрика, которая пережила изнасилование и побои. Он вспоминает, как в детстве увидел, что ее избивают, но испугался заступиться : «I heard it all, I should’ve grabbed a gun, but I was only five/ Я все слышал, должен был схватить ствол, но мне было всего лишь пять». Она также обвиняла его кузена в том, что он растлевает маленького Кендрика. Сам Ламар все отрицал, но ему не верили — он объясняет это травматичным опытом матери. Вопросы и неверие матери в свою очередь травмировали самого Ламара.

Позже Ламар утверждает, что он никогда не был зависим от запрещенных препаратов, но у него из-за матери развилась секс-зависимость. Затем он испытывает чувство отчаяния и безнадежности, когда рассказывает об изменах своей бывшей девушке. Он сравнивает себя с обидчиком его матери. Затем он описывает мгновенное раскаяние и вину, которые он испытывает по сей день. Поскольку неверность причиняла им обоим огромную боль, Уитни направила Кендрика на терапию; он не мог противостоять зависимости самостоятельно. Вскоре после этого Ламар расширяет свою точку зрения на токсичную сексуальную культуру, с которой сталкивается темнокожее сообщество, и на то, что следует обратить внимание. Это то, что позже было названо «проклятием поколений», с которым сталкиваются темнокожие. Ближе к концу песни именно тогда Кендрик метафорически освобождает себя и всех, кто пострадал от токсичности, используя открытость, гордость и позитив, тем самым стремясь разрушить «проклятие поколений». Люди часто находят Бога в самых разных вещах. Здесь Кендрик «молится» деревьям, потому что находит в них что-то божественное и что-то вроде Высшей Силы. Кендрик читает рэп о том, что жизнь по своей сути небезопасная дилемма, часто трудно быть собой. Вся суть этого трека и всего альбома в целом — Кендрик всего лишь человек, и ему тоже свойственно ошибаться.

«…I wish I was somebody/ Я хотел бы быть кем-то
Anybody but myself/ Кем угодно, кроме себя
Ooh, I wish I was somebody/ О, я бы хотел быть кем-то
Anybody but myself/ Кем угодно, кроме себя…»

18. Mirror

В последней песне «Mirror» Кендрик просит не искать в нем спасителя и заканчивает альбом словами «I choose me, I’m sorry/ прости, я выбираю себя». Он обсуждает давление славы и дихотомию эгоистичной жизни, несмотря на свой скромный имидж. В данном случае Матрица Кендрика Ламара — это идея о том, что он является чем-то вроде спасителя в хип-хоп сообществе, а кто-то и вовсе ожидает, что он будет вести людей к «истине» и просвещать. На протяжении всего альбома он откровенно признает и показывает, что не может соответствовать этому нереалистичному идеалу и не думает, что должен быть образцом для подражания. Скорее, он принимает ущербную природу своего существа, принимая любую критику, которая может исходить из этого, вместо того, чтобы продолжать добровольно спасать мир.

Рост — большая тема альбома, и в конце альбома говорится о личном росте Кендрика, начиная с его терапии. Он извиняется за годы своего отсутствия, но это принесло ему большую пользу. Кендрик, наконец, освобождается от ожидания быть спасителем, о котором он упоминал в прошлом в своих ранних песнях.

«…Sorry I didn’t save the world, my friend/ Извини, что не спас мир, мой друг.
I was too busy buildin’ mine again/ Я был слишком занят починкой собственного…»

Добавить комментарий