MOOD-разбор: Kanye West «Donda»

Наблюдать за Канье Уэстом всегда захватывающе интересно. Мы лицезрели за тем, как рэпер вступает в битву со своим эго, во времена страстной любви к поп-музыке, создавая образы на грани зрелищности и солипсизма. За постройкой его собственного «королевства», презентации альбомов размером со стадион, отложенных проектов, созданием империи кроссовок на сумму миллиард долларов, публичной борьбы с биполярным расстройством, преданности христианству и несветской музыке, семейной жизнью, движению MAGA во главе с бывшим президентом Америки Дональдом Трампом и собственной президентской гонке.

Канье Уэст родился в Атланте и вырос в Чикаго, получил образование и много путешествовал благодаря неутомимому стремлению и заботе его матери, покойному доктору Донды Уэст, которая переехала в Город ветров с маленьким Канье на руках в начале 80-х после того, как мирно развелась с бывшим мужем Рэем Уэст, талантливым фотожурналистом. Донда только что получила степень доктора английского языка и хотела преподавать в Чикагском государственном университете. «Я была молодой, черной и умной», — написала она в своих мемуарах 2007 года «Воспитание Канье: уроки жизни от матери суперзвезды хип-хопа».

Она очень рано заметила творческие способности своего ребенка и воспользовалась всеми доступными ресурсами, чтобы реализовать его мечты, продвигаясь по карьерной лестнице и обучаясь. Донда подчеркнула ценность образования: однажды она нашла в спальне подростка Канье спрятанное порно и заставила его написать исследовательскую работу о том, как это может повлиять на его развивающийся мозг. В первый же год его обучения в университете, интерес к учебе уступил место музыке. Мать тяжело переживала это, но в итоге смирилась. Она одолжила большую часть денег, которые он потратил на покупку своей первой клавиатуры в 14 лет. Донда верила, что уроки, которые она ему преподает, а также местная и международная культура, с которой она его познакомила, будут полезны, где бы он не учился, в академии или где-либо еще. «Я подарила бы Канье весь мир, если могла», — написала Донда. «Но я думаю, что сделала еще лучше — я подарила и представила его миру». Остальное — современная история: гордость за образование, забота о низшем и среднем классе чернокожих, а также разнообразные культурные вкусы, переданные ему от матери, легли в основу инаугурационной трилогии классических альбомов Канье, в которую вошел альбом «The College Dropout» 2004 года, «Late Registration» в 2005 году и «Graduation» в 2007 году. Однако в том же году он потерял своего первого сторонника и самого яростного союзника. Когда в возрасте 58 лет Донда скончалась из-за осложнений, полученных после косметической операции, Канье не смог пережить эту потерю в одиночестве, он делился своим потрясением публично.

Память о его матери живет во всех мыслях и творческих начинаниях Канье Уэста. В 2016 году на объединенном показе  и выступлении в Madison Square Garden, где была представлена его линия одежды Yeezy Season 3 и седьмой альбом «The Life of Pablo»,  Уэст выложил трейлер мобильной игры «Only One», названной в честь одноименного сингла 2014 года, в котором он тосковал из-за несложившихся отношений между своей дочерью Норт и его покойной матерью. Паря в небе на крыльях ангела, Донда мчалась в рай. «Идея номера заключается в том, что моя мама путешествует по небу, попадая к вратам рая», — сказал Ye собравшимся гостям. Следующим разом, когда имя его мамы появилось в творчестве датировано 2018 годом  — Уэст решил использовать фотографию косметического хирурга Донды на обложке будущего альбома (как «акт прощения»), а в 2020 году выяснилось, что названием десятого альбома Канье станет имя его мамы.

© Kevin Mazur

«Donda» — его 10-й студийный альбом, который появился на свет после четырех презентаций, проведенных на двух крупнейших стадионах страны. На презентации альбома в июле, о котором было объявлено в кратчайшие сроки на стадионе Mercedes-Benz в Атланте, Уэст в полной тишине шагал по белоснежному полу под звуки новой музыки. Правда тогда можно было прослушать лишь начальные аккорды чего-то интригующего, наброски из госпел-рэп-альбома, посвященного потере матери Уэста и разводу с его женой Ким Кардашьян-Уэст. «Я теряю свою семью», — пел Уэст, с использованием записанного речитатива его матери о ее отце, Портвуде Уильямсе-старшем, и его преданности семье, которая в своих мемуарах объясняет ранний уход отца: «Он никогда не понимал, что может заставить человека покинуть свою семью». На следующем прослушивании «Donda», состоявшемся двумя неделями позже на том же стадионе в Атланте, где Канье  для полного завершения альбома решил поселиться в комнате без окон. В комнате была кровать, телевизор и гантели. Две недели спустя еще одно прослушивание состоялось в Soldier Field в Чикаго, на котором было представлено еще больше песен и гостей. Тысячи людей лично и миллионы в Интернете наблюдали, как песни о Боге, семье, разводе и величии звучали через динамики, в то время как Канье в маске отжимался и резвился с DaBaby, рэпером из Северной Каролины, которого выгнали с нескольких фестивалей в прошлом месяце за грубые, гомофобные и серофобные высказывания на Rolling Loud Miami. А также Marilyn Manson, которому в настоящее время предъявлено несколько судебных исков за сексуальное насилие. В центре стадиона воссоздали копию дома, где в детстве жил Канье. Дом был украшен большим крестом на крыше. Финальное предпрослушивание началось с того, что Канье вышел на крыльцо дома вместе с Marilyn и DaBaby. Во время каждого трека на экране появлялся конкретный стих из Библии. К концу мероприятия на большом экране был показан видеоролик, в котором показывали сидящего на стуле мужчину в горящей комнате. Сразу после этого из дома вышел Канье, а навстречу к нему шла Ким Кардашьян в свадебном платье от Balenciaga. Уэст подошел к Кардашьян и снял свою маску, которую он не снимал на публике уже несколько месяцев, но лицо Ким так и остаётся под фатой.

© Kevin Mazur

Как и любой альбом, размещенный потоковыми сервисами без одобрения артиста, «Donda» оказалась едва законченной и с большим количеством треков. Его продолжительность 1 час и 48 минут включает в себя эйфорические треки без единой соединяющей ниточки. На первый взгляд темы, которые Канье готов озвучивать и анализировать, очевидны: как его мать и вера формировали его. Христианство сыграло немалую роль в его музыке, по крайней мере, со времен «Jesus Walks», но теперь, похоже, оно подпитывает все аспекты его творчества. Концепция альбома «The Life of Pablo» была построена вокруг его попытки связать апостола Павла с наркобароном Пабло Эскобаром и художником-революционером Пабло Пикассо. Он основал Sunday Service Choir в 2019 году и перезаписал изначальные версии своих классических песен. Вскоре после этого Уэст заявил, что полностью перестанет использовать мат в своей музыке, что полностью объясняет почему песня «Donda» — единственная, доступная без заглушек песня. «Donda» — это путешествие на пересечение веры, славы и семьи в жизни Канье Уэста. Это также обзор современного звучания хип-хопа в Атланте, Чикаго и Нью-Йорке.

© Vogue

Невозможно не заметить, что в новом альбоме он зачастую возвращается к своим предыдущим альбомам. Рядом с каждым возможным новым направлением, каждым уникальным сочетанием рэпа, рока и госпела есть отсылка к старому Канье или попытка приобщить его к современным рэп-трендам. Этот баланс кажется осторожным и маркетингово продаваемым, даже продолжительность альбома кажется попыткой удержать Канье в тренде. Слишком часто в «Donda» слышатся отсылки к гибридным хип-хаус-звукам, который Уэст начал использовать в треке «Stronger» 2007 года. «God Breathed», «Believe What I Say», «Ok Ok», «New Again» и «Pure Souls» все они черпнули идеи из предыдущих музыкальных эпох Канье и приводят к совершенно разным результатам, но трек «Pure Souls» звучит выигрышнее всего, благодаря невероятной ловкости Родди Ричча. Например, на треке «Jonah» мы встречаем отсылки к грустному звучанию из альбома «808 and the Heartbreak», «Jail», представленный в двух вариантах, к «Yeezus» и т. д.

1. Donda Chant

Donda Chant — это интро альбома. На протяжении почти минуты последовательно повторяется слово «Donda». Есть версия, что «Donda Chant» олицетворяет последние сердцебиения матери Канье — Донды Уэст. Подобное произнесение имени служит неким сеансом погружения в гипноз, в совершенно другой мир под названием Donda. Тем самым каждый из нас должен перенестись в захватывающий мир с полученным религиозным опытом.

2. Jail (ft. Francis&the Lights & Jay- Z)

Этот трек является очень значимым для хип-хоп мира, так как в этом треке после большой паузы и совместной работы над «Watch the Throne», крепкой дружбы и громкого скандала, снова воссоединяются два гения — Канье и Jay-Z. Для давних поклонников совместного творчества артистов — это был глоток свежего воздуха и, возможно, тизер продолжения «Watch the Throne». Стоит отметить, что это одна из самых слабых работ Jay-Z. В песне присутсвуют много духовных комментариев. В припеве Канье произносит:

«…Guess who’s goin’ to jail tonight?/ Угадай, кто сядет в тюрьму этой ночью?
Guess who’s goin’ to jail tonight?/ Угадай, кто сядет в тюрьму этой ночью?
Guess who’s goin’ to jail tonight?/ Угадай, кто сядет в тюрьму этой ночью?
God gon’ post my bail tonight/ Господь внесёт за меня залог этой ночью…»

— История о том, что человек, который физически в мире, но при этом не познал Бога, находится в духовной темнице. Герой просит у Бога помощи, чтобы его вытащили и заплатили за него выкуп. После припева начинается часть Jay-Z, читающего о том, что он и Канье — как Моисей и Иисус, а количество его грехов равно количеству молитв — ровно 5 раз в день (религия мусульман обязует её последователей молиться пять раз в день, воздавая таким образом хвалу своему Богу, — прим. редакции). Также Jay-Z обращается к Донде, говоря, что на земле он будет всегда рядом с Канье. Затрагивает тему политики: всем известно, что Канье поддерживал бывшего президента США Дональда Трампа, поэтому Jay-Z обращается к Канье с просьбой отбросить идею «с красной кепкой» (отсылка к Трампу и его красной кепке с главным слоганом MAGA (Make America Great Again/ Вернём Америке былое величие), — прим. редакции).

«…God in my cell, that’s my celly/ Бог в моих клетках, он мой сокамерник
Made in the image of God, that’s a selfie/ Создан по образу и подобию Божьему, будто селфи
Pray five times a day, so many felonies/ Молюсь пять раз в день, столько и совершаю преступлений
Who gon’ post my bail? Lord, help me/ Кто внесёт за меня залог? Господь, помоги мне
Hol’ up, Donda, I’m with your baby when I touch back road/ Погоди, Донда, я рядом с твоим сыном, когда от него все отвернулись
Told him, „Stop all of that red cap, we goin’ home“/ Сказал ему: „Сними ту красную кепку, поехали домой“
Not me with all of these sins, castin’ stones/ Да и я не без всех этих грехов, бывало тоже бросал камни
This might be the return of The Throne (Throne)/ Это могло бы быть возвращением трона (Трона)
Hova and Yeezus, like Moses and Jesus/ Хова и Йизус, как Моисей и Иисус…»

3. God Breathed (ft. Vory)

Сам трек был изначально записан для альбома «JESUS IS KING». На треке артист просит слушателей довериться Богу, просит покаиться, так как другого шанса не будет. Одну из частей зачитывает Vory, который является неким посредником между мыслями и эмоциями Канье с Дондой. От статуса миллиардера до собственной линии одежды и, что, пожалуй, наиболее важно, рождение четверых детей — очевидно это было бы огромной гордостью для Донды Уэст. Ведь ее единственный ребенок, который в какой-то момент бросил колледж, достиг всех высот.

«…I know that you’d be proud if you was here today/ Я знаю, ты бы гордилась, если бы была рядом сегодня
But it’s okay ’cause I’m okay/ Но всё нормально, потому что я в норме…»

4. Off The Grid (ft. Fivio Foreign & Playboi Carti)

В песне заложена огромная житейская мудрость про поколенческое богатство, то есть Канье понимает, что всё, что он делает — он делает ради свой семьи и ради будущего поколения.

«…This for my kid, kid, kid, kid/ Посвящаю это своему ребёнку, ребёнку, ребёнку
For when my kid’s kid kids have kids/ И детям моих детей
Everything we did for the crib/ Всё, что мы делаем для нашего клана…»

Playboi Carti на своем куплете так же, как Канье поднимает тему важности семьи, что очень странно, ведь до этого композиции рэпера не несли особую смысловую нагрузку, он скрывал свою личную жизнь и сына. Но на этом треке Carti упоминает своего сына Оникса, чем подтверждает посыл самой песни.

«Got tats on my ribs (Ah), tattoos on my ribs (What?)/ На моих рёбрах тату (Ах), татушки на моих рёбрах (Что?)
I just tatted my kid, Onyx (Slatt)/ Есть даже тату в честь моего сына, Оникса (Слэтт)».

5. Hurricane (ft. The Weeknd & Lil Baby)

Изначально песня была анонсирована как часть сокращенного альбома Канье «Yandhi». Также у этой композиции есть много неизданных версий с такими исполнителями, как Young Thug, Ty Dolla $ign, Big Sean, 6ix9ine, KayCyy и Ant Clemons. Спокойный, таинственный бит и вокальные партии The Weeknd, Lil Baby и West рассказывают историю искупления и отражают чувство вины за прошлые ошибки.

— На первом куплете Lil Baby фокусируется на его размышлениях о жизни и о том, как далеко он продвинулся, несмотря на трудное детство. Жизнь на улице не становится проще, а расовая дискриминация не пропадает. Он чувствует, что теряет друзей из-за того, что раньше его заработок был около 3000 долларов, а теперь он заколачивает миллионы долларов. Но все, что ему нужно — получить благословение с небес. «Walking on a bridge/ Хождение по мосту» также обозначает переход от одной позиции к другой. Lil Baby говорит об изменении в его отношении и преданности Богу.

«…Yeah, walkin’ on the bridge, I threw my sins over the deep end/ Прогуливаясь по мосту, сбросил свои грехи на дно
Sippin’ ’til my stomach hurt, this month I done lost three friends/ Напиваюсь, пока не заболит живот, в этом месяце я потерял троих друзей…»

The Weeknd в своем куплете описывает пребывание в темноте и поиск внутреннего света и Бога. Метафора о хождении по воде и выживании во время шторма — это ясная история о том, как пережить трудные времена с помощью личной силы и Божьего спасения.

«…Finally free, found the God in me/ Наконец-то свободен, нашёл в себе Бога
And I want you to see, I can walk on water/ И я хочу, чтобы ты видел, я могу ходить по воде
Thousand miles from shore, I can float on the water/ За тысячу миль от берега я могу ходить по воде…»

— Канье хвалит Бога за все успехи, которых он достиг и достигает до сих пор в жизни. Однако он не защищен от взглядов дьявола. Он приписывает свой развод с Ким Кардашьян влиянию дьявола. Канье знает, что никакие из богатств мира на самом деле не имеют значения, если он не смог сохранить свою семью. Он называет себя из-за этого «неудачником». Он самый занятой неудачник в жизненной игре.

«…Sixty-million-dollar home, never went home to it,/ Дом за шестьдесят миллионов долларов, в который я никогда не возвращался домой,
Genius gone clueless, it’s a whole lot to risk./ Гений оказался беспомощен, это огромный риск.
Alcohol anonym-est, who’s the busiest loser?/ Анонимнейший алкоголик, кто самый занятой неудачник?
Fiendin’ for some true love, ask Kim, „What did you love?“/ Жаждал настоящей любви, спрашиваю Ким: „Что ты любила?“
Hard to find what the truth is but the truth was that the truth suck./ Сложно было узнать правду, но правда в том, что правда — отстой…»

6. Praise God (ft. Travis Scott & Baby Keem)

Эта совместная работа, как указано в названии песни, прославляет Бога и повышает осведомленность среди людей о его благих делах. В самом начале присутствует отрывок из речи Донды Уэст на «17-й конференции писателей Гвендолин Брукс», произнесенной 19 октября 2007 года в Чикаго, штате Иллинойс. А также на треке появляется главный новый артист 2021 года Baby Keem, у которого уже есть все задатки перещеголять своего старшего кузена Кендрика Ламара.

— Трэвис посвятил отрывок своего куплета легенде НБА Майклу Джордану, единодушно считающемуся величайшим баскетболистом всех времен. За свои 13 сезонов в «Чикаго Буллз» Джордан выиграл шесть чемпионатов НБА и шесть званий лучшего игрока финала. Трэвис сравнил достижения Майкла Джордана со своими шестью полнометражными альбомами, которые он выпустил с момента дебюта «Owl Pharaoh» в 2013 году.

«…Even if you are not ready for the day, it cannot always be night/ Даже если вы не готовы к дневному свету, не всегда может быть ночь
Serve, flex I do work (Work) six, I’m like Mike/ Подавай, флекс, я отработал шесть альбомов, я как Майк…»

— Baby Keem призывает пассивных христиан не ходить в церковь каждое воскресенье и даже не признавать Бога, пока не произойдет событие, в котором они будут нуждаться в Боге. Подобно страхованию арендаторов, которое вступает в силу только тогда, когда могут возникнуть проблемы с недвижимостью, которую вы арендуете.

«…Y’all treat your Lord and Savior like renters’ insurance, you know what I mean?/ Вы все относитесь к своему Господу и Спасителю как к страховке арендаторов. Ты понимаешь, что я имею в виду?…»

7. Jonah (ft. Lil Durk & Vory)

— Композиция является первой работой Канье с Lil Durk и Vory. Данный трек — это дань уважения Джону Уэру, независимому артисту из Луисвилля, который был застрелен 8 августа 2020 года. В меланхоличном припеве Vory оплакивает чувства изоляции и одиночества, выражая отчаяние в борьбе со своими метафорическими «демонами» без поддержки его второй половинки, что похоже на чувство предательства и, как следствие, боли и травмы, вызванные его разводом Ким Кардашьян, высказанная Канье в песне «Never Abandon Your Family».

«…Way too many fallen soldiers, no, I can’t forgot/ Слишком много павших солдат, нет, я не могу забыть
Hope they got headphones up in Heaven/ Надеюсь, они взяли наушники в рай…»

— Lil Durk в своем куплете превозносит Канье Уэста и Jay-Z, которые на данный момент находятся на вершине богатства и славы, а также оплакивает своего брата и друзей, погибших на улице. Подтверждая свою связь с уличной бандой, известной как «Crips», одной из крупнейших и самых жестоких банд в США, он говорит, что все еще может быть самым честным миллионером, намекая на тот факт, что его деньги поступают от его музыки, а не от его преступных сообществ.

«…Kanye and Jay still brothers, they both billionaires/ Канье и Джей по-прежнему братья, они оба миллиардеры
And we ain’t see it, I lost my brother when we was millionaires/ Но мы этого не увидим, я потерял своего брата, когда мы были миллионерами
I wasn’t scared to die, but him, that was my biggest fear/ Я не боюсь умереть, но потерять его было моим самым большим страхом
I got your son and your daughter like you still here/ Держу связь с твоим сыном и дочью, будто бы ты здесь…»

— Канье Уэст появлятся на третьем куплете. Он пытается донести, что убийство одним братом другого не является ответом на все систематические проблемы, которые существуют сегодня. Черным приходится бороться, чтобы заработать на хлеб, но что дает им убийство другого? Он призывает жить честно и верить в Бога.

«…And when you text, change the beginnin’ of every word/ Когда ты пишешь, меняя начало каждого слова
Просто говори со мной без лжи/ You will speak to me with only no cap…»

8. Ok Ok, (ft. Fivio Foreign &  Lil Yachty)

В данной композиции артисты размышляют о том, как они лично чувствовали себя преданными и демонизированными СМИ и музыкальной индустрией, также о том, как артистам часто приходится с этим справляться. Не обходят стороной и тот факт, что люди часто просто находятся рядом, чтобы воспользоваться положением.

— Здесь Канье использует образы шутника в карточной игре, чтобы намекнуть, что Дрейк — это тот тип людей, которые совершают глупые поступки и пытаются отвлечься от них. В треке очень много отсылок к творчеству Дрейка. Например, высмеивается его знаменитая строчка «Yeah, okay, okay, okay».

«…You wanna come in and play with the G. O. A. T (Bow)/ Ты хочешь войти и поиграть с величайшим (Смычок)
All you rap sound like me, can’t tell who is who/ Весь ваш рэп звучит как мой, не могу сказать, кто есть кто
You got no real identity, can’t tell you from you/ У тебя нет настоящей личности, я не могу отличить тебя от тебя…»

— Lil Yachty наоборот же восхваляет и вспоминает своих друзей, которые по воле судьбы погибли (рэпер Juice WRLD) или были заключены в тюрьму (бейсболист Babe Ruth). Он ссылается на сверхурочную работу, чтобы показать, что он недоволен своим нынешним успехом и хочет продолжать усердно работать, чтобы победить.

«…If they say it’s up, it’s up, I don’t need a truce (D*mn)/ Если они говорят, что все кончено, значит, все кончено, мне не нужно перемирие (Черт возьми)
Everything I do is solely for the broken youth (Sheesh, yes)/ Все, что я делаю, предназначено исключительно для сломленной молодежи (Блин, да)…»

9. Junya (ft. Playboi Carti)

Этот трек своего рода дань уважения неуловимому японскому модельеру Джунье Ватанабе. Инновационный, интеллектуальный, авангардный — все эти эпитеты можно применить для описания технически превосходных разработок Джуньи Ватанабе. Протеже Рей Кавакубо из Comme des Garçons, этот японский дизайнер экспериментирует с самой современной тканью, замысловатым кроем и драпировкой. В треке много рассуждений о вере, успешной карьере, богатстве и отношений на одну ночь.

«…Junya Watanabe on my wri’, wri’/ Джунья Ватанабе на моем запястье, запястье
Junya Watanabe on my wri’, wri’/ Джунья Ватанабе на моем запястье, запястье…»

10. Believe What I Say

Это трек, который может понравиться каждому. В предисловии содержится отрывок из классической песни Лорин Хилл 1998 года «Doo Wop (That Thing)», представленный на ее дебютном студийном альбоме. Бит песни бодрый и веселый, поскольку голос Хилла гудит на протяжении всей песни. Вся лирика в треке снова сосредоточена на Уэсте, его разговоре о разводе с Ким Кардашьян и его разочаровании по поводу краха их крепких отношений. Несмотря на весь мрачный сюжет, спустя долгое время, Канье выпустил простой и лёгкий для восприятия трек.

«…Okay, I didn’t throw a fit when you said you wanted to leave/ Ладно, я не закатил истерику, когда ты сказала, что хочешь уйти
I told you I loved you, but you didn’t believe/ Я сказал тебе, что люблю тебя, но ты не поверила
You were too easily fooled, so easily deceived/ Тебя было слишком легко одурачить, так легко обмануть
By some dude who’s more rather into greed/ Каким-то чуваком, который больше склонен к жадности
Played by your emotions, you were swamped by your needs/ Играя своими эмоциями, ты была поглощена своими потребностями…»

11. 24 (ft. Sunday Service Choir)

Хотя христианство сыграло роль во многих песнях Уэста, от «Jesus Walks» до «Ultralight Beam», многие скептически отнеслись к заявлению Уэста, что он больше не будет делать светскую музыку. Некоторые из лучших и самых увлекательных текстов Уэста за последние годы содержат много мата, который, по мнению большинства, не следует исполнять в церкви ни при каких обстоятельствах. Эта песня посвящена покойному баскетболисту Коби Брайанту, который скончался в результате крушения вертолета в Калифорнии 26 января 2020 года. Композиция начинается с хора, а на втором куплете начинается часть Канье, где он открыто просит Бога успокоить его и исправить все проблемы:

«…Never the right time to go/ Никогда не бывает подходящего времени, чтобы уйти
Right time to go/ Подходящего время, чтобы уйти
Never the right time to go/ Никогда не бывает подходящего времени, чтобы уйти
God loves you/ Бог любит тебя
Gotta make it right ’fore you left/ Нужно все исправить, прежде чем ты уйдешь…»

12. Remote Control (ft. Young Thug)

В этом треке Канье высмеивает каким футуристическим станет общество в 2021 году. Готовясь к выпуску «Donda», Канье провел много времени с миллиардером, основателем Tesla, Илоном Маском, обсуждая инновации, президентское предложение Канье в 2020 году и общее состояние будущего Земли. Канье утверждает, что он «получил это на дистанционном управлении» — еще один способ показать, что он в курсе всех дел, то есть может поддерживать свои дела в порядке, так сказать, не участвуя напрямую.

«…Got it on remote control/ Есть пульт дистанционного управления
Got it on remote control, like a CEO/ Есть пульт дистанционного управления, как у генерального директора
I thought you should know/ Я подумал, что тебе следует знать об этом…»

— Тезис этого трека состоит в том, что Young Thug и Канье являются, так сказать, боссами в игре. Самого Young Thug можно причислить к числу рэперов, которые более мирские, чем религиозные. Но на альбоме он все же возносит имя Господа. Однако делает он это по-своему.

«…Taking me to court like O (Taking me to court like OJ)/ Ведешь меня в суд, как О (Ведешь меня в суд, как О Джей)
Paparazzi sleep at my door/ Папарацци спят у моей двери
I just thought that you should know (Sleep at my door)/ Я просто подумал, что тебе следует знать (Спят у моей двери)…»

13. Moon (ft. Kid Cudi & Don Toliver)

Данная композиция в основном эволюционировала и менялась на протяжении всего его существования. Мелодичный трек рассказывает о желании двигаться вперед, несмотря на то, что прошлые воспоминания тянут нас назад. В обоих фрагментах песни все трое артистов поют о своем желании оказаться в лучшем месте. Для каждого из них это лучшее место может означать совершенно разные обстоятельства. Однако, несмотря на то, что они знают, чего хотят, они не знают, как этого добиться.

«…How can I get through? (To the moon)/ Как я мог попасть? (На Луну)
Early afternoon, I wanna go to the moon (Take you to the moon)/ Ранним днём я хочу отправиться на луну (Отвезти тебя на Луну)
Don’t leave so soon/ Не уходи так быстро…»

— Kid Cudi вспоминает те времена, когда он пристрастился к алкоголю. Он также вспоминает, что хотел стать лучше. Самые большие вопросы в жизни остаются в форме «а что, если». Что, если бы Kid Cudi выбрал другую жизнь? Что-то изменилось бы? Будет ли она у него по-прежнему такой? Несмотря на эти личные трудности, Kid Cudi удалось сделать очень успешную музыкальную карьеру. Для этого он понимает, насколько он благословлен. Певец понимает, что в жизни есть гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Однажды он был слепым, гоняясь за неправильными радостями жизни. Теперь он гораздо больше осознает свои чувства и свое окружение. Он никогда не сможет вернуть то время, которое он потерял, ошеломляя себя. Но еще не поздно наверстать упущенное и наверстать упущенное.

«…Sittin’, I sip out my cup/ Сижу, пью из своего стакана
Thinkin’ I should be a better me/ Думаю, я должен быть лучше
Truly I’m blessed from the start/ Воистину, я с самого начала благословлен…»

14. Heaven and Hell 

Это лучшая соло-песня Канье по мнению критиков. Композиция о том, что никогда не поздно попросить помощи у Бога, и если ты встанешь на путь истинный, то никогда не будешь сомневаться в своём предназначении. У песни очень интересное музыкальное развитие-начало лёгкое, а потом начинается мощный куплет Канье. Он очень гордится, что в отличии от других артистов, не использовал никаких промо, фотографий, баннеров. Залитая черным цветом обложка, исчезновение лица артиста с аватара на стриминговых площадках, маски и бесформенная одежда — все это отказ от привычных пиар-кампаний. Он решил, пускай за него говорит музыка. Канье не обходит стороной и свой брак с Ким Кардашьян, а точнее его конец. Он объясняет, что, поскольку они в разводе, ему больше не нужно беспокоиться о конфликтах с ней. Добавляя, что она отлично знает, кто же она есть на самом деле.

«…No more promos, no more photos/ Больше никаких промо, никаких фото
No more logos, no more chokeholds/ Больше никаких лого, никаких удушающих приёмов
We on Bezos, we get payrolls/ Мы у Безоса, получаем зарплаты
No more problems, no more argue/ Поездки в Лагос, связь, как у LEGO
No more askin’, „Who really arе you?“/ Больше не нужно спрашивать: „Кто ты на самом деле?“
I know the real you, you know we feel you/ Я знаю тебя настоящую, ты знаешь, мы чувствуем тебя…»

15. Donda (ft. Stalone & The World Famous Tony Williams)

Заглавная песня альбома, которая служит скорее интермедией на пластинке, позволяя покойной матери Канье Донде Уэст продолжить рассказы о Канье после напряженной «Heaven and Hell». Возможно, это не так ласково и мило, как в «Hey Mama» на альбоме «Late Registration», но все же это очередное доказательство особой связи, которую разделяли эти двое. Почти весь трек состоит из отрывков выступлений Донды Уэст в Государственном университете Чикаго, записанного 19 октября 2007 года. Это была речь, посвященная жизни и творчеству известной поэтессы и писательницы Гвендолин Брукс, которой в 2007 году исполнилось бы 90 лет. Донда Уэст была профессором английского языка и специализировалась на образовании, а также на протяжении всей своей карьеры отстаивала социальные проблемы афроамериканцев. В этой записанной речи она ссылается на свою книгу, также опубликованную в 2007 году, «Воспитание Канье: уроки жизни от матери суперзвезды хип-хопа».

«И что сделало этот проект особенным для меня, так это то, что я получил возможность поделиться не только тем, что он значил для меня, но и тем, что он значил для поколения». — Донда Уэст.

«…Forever, forever, no/ Во веки, во веки, нет
Oh yeah, glory, glory, glory/ Оу да, слава, слава, слава
What did I teach him? (Glory)/ Чему я его научила? (Слава)
And why Kanye ain’t scared?/ И почему Канье не боится?…»

16. Keep My Spirit Alive (ft. Conway the Machine & KayCyy & Westside Gunn)

В данной композиции артисты размышляет о своем прошлом и сохраняют свою веру в Бога, несмотря на все лучшее и худшее в жизни. Большая часть треков имеет отсылки к Псалмам и рассказывает о возбуждении дела против Gunn из-за его наркобизнеса, по которому его отправят в тюрьму на пятнадцать лет.

«…More than enough/ Больше чем что либо
You can take it all, but the Lord on my side/ Вы можете взять все это, но Господь на моей стороне
The spirit won’t die, die/ Дух не умрет
Oh, oh, my life, yeah/ О, моя жизнь
Is in His hands, so I don’t stress, I pray and strategize/ В его руках, так что я не нервничаю, молюсь и разрабатываю стратегию…»

17. Jesus Lord (ft. Jay Electronica & Swizz Beatz)

Одна из самых масштабных песен на этом альбоме. В композиции сталкиваются личные семейные проблемы человека и социальные проблемы — проблемы темнокожих людей в США. В этой песне слушатели получают одно из самых личных откровений, которым делился Канье Уэст. В своём куплете Канье рассказывает о себе, о своих эмоциях, о своей матери, о личной жизни, об отце, о том, как его отец ушёл из семьи.

— Канье призывает всех, кто через многое прошел, кто чувствует себя потерянным, кому нужна мотивация, обратиться к Иисусу, который поможет найти свой путь. Сейчас он думает о многих вещах, которые произошли на протяжении его жизни, признается, что употреблял алкоголь и наркотики, чтобы заглушить боль. Канье делится, что вся его энергия была похоронена, когда была похоронена его мать. Мысли о самоубийстве подкрадывались к нему. Возможно, свет Иисуса был единственной вещью, которая заставила его не сломиться и идти дальше.

«…Mama, you was the life of the party/ Мама, ты была душой вечеринки
I swear you brought life to the party/ Клянусь ты оживила вечеринку
When you lost your life, it took the life out the party (Jesus)/ Когда ты погибла, это лишило жизни вечеринку (Боже)…»

— Второй куплет в исполнении Jay Electronica имеет более политическую позицию. Он показывает свое недовольство из-за ситуации, сложившейся в 2008 году, когда тогдашний президент Джордж Буш использовал Руанду в качестве военной марионетки, чтобы получить свое влияние на богатую природными ресурсами страну Конго на границе с Руандой. В итоге довел страну до экономического банкротства. Также он вспоминает фильм 1962 года «Последние дни Содома и Гоморры», изображающий сказку, основанную на библейском прочтении Содома и Гоморры. Существовало два города Содом и Гоморра, которые были наполнены грешниками и были уничтожены ангелами с помощью огня.

«…Earthquakes’ll strike this nation for what Bush did to Rwanda (Facts)/ Землетрясения настигнут эту нацию за то, что Буш сделал с Руандой (Факты)
What the Clintons did to Haiti and Downing Street did to Ghana/ Что Клинтоны сделали с Гаити, а Дунинг стрит сделала с Ганой
In Tenochtitlan, they call me Terremoto, El Negro Loco (Jesus Lord)/ В Теночтитлане меня зовут Терремото, Эль Негро Локо (Иисус)…»

18. New Again (ft. Chris Brown)

Один из самых неожиданных и удивительных дуэтов на всем альбоме. Канье очень органично вписывает в свой девятиминутный диалог о вере знаменитого ненавистника всего живого Криса Брауна. В треке два исполнителя благодарят Бога и описывают евангелизацию, поскольку они оба выросли как христиане-евангелисты. Браун и Уэст в прошлом углублялись в религию, но это первое сотрудничество, в котором оба артиста совместно обсуждают тему религии.

«…Make me new again/ Создай меня снова новым
Last night don’t count/ Прошлая ночь не считается
This morning don’t count/ Сегодняшнее утро не считается…»

19. Tell the Vision (ft. Pop Smoke)

Этот трек является альтернативной версией посмертно выпущенного в 2021 году одноименного трека Pop Smoke, в котором использовался вокал Канье и его частого соавтора Pusha T. Канье изначально предупреждал на своей странице в twitter, что «Tell the Vision» появится на «Donda» (позже этот твит был удален). Однако, после выпуска «Faith», второго посмертного альбома, выпущенного лейблом Pop Smoke, Канье решил отдать дань памяти и выпустить эту композицию.

«…N**ga, we made it/ Мы сделали это
N**ga, we made it, we made it/ Мы сделали это
N**ga, we made it/ Мы сделали это
Thank God that I made it/ Слава Богу, что я сделал это…»

20. Lord I Need You (ft. Sunday Service Choir)

В данной композиции рэпер размышляет о своих отношениях с Ким Кардашьян в связи со всеми слухами о его разводе. В песне Уэст принимает факт их разлуки и рассказывает обо всех хороших вещах, которые она внесла в его жизнь, например, о его детях. Канье даже прямо упоминает о присутствии Ким на его прослушиваниях и благодарит ее за это. Однако, фанаты и критики решили, что одновременно с этим Канье сомневается в верности Ким Кардашьян. Она не возвращается домой так быстро, как могла, и он не уверен, честно ли она вообще рассказывает о том, где была.

«…But you came here to show that you still in love with me/ Но ты пришла сюда, чтобы показать, что все еще любишь меня…»

21. Pure Souls (ft. Roddy Ricch & Shenseea)

Эта коллаборация стала шоком для фанатов, так как у артистов произошла небольшая размолвка в социальных сетях после того, как Уэст опубликовал видео, на котором он мочится на одну из своих наград премии Грэмми.

— Roddy Ricch поет о пути, который они прошли, от безымянных до самых известных артистов в мире. Но он с гордостью заявляет, что ему не пришлось продавать душу, чтобы добиться всего этого. Также он вспоминает свой провал на премии Грэмми 2020 года, когда не выиграл ни единой награды хоть и был номинирован в 6 номинациях. Он поет, что позвонил Канье и сказал, что эти люди не признают истинный талант и искусство. В этот момент Ye, как известно, помочился на свою премию Грэмми.

— Канье Уэст же продолжает петь о том, как он стал тем, кем является, среди всех своих друзей и семьи, которые не смогли этого сделать. У них были те же шансы, но Канье заставил все работать на себя, в то время как другие были отвлечены обычной работой для зарабатывания денег на хлеб. Он рассказывает о своих родственниках, которые воровали и грабили, чтобы свести концы с концами. Кто угодно может смеяться и издеваться над Канье за его поведение и все его противоречия, но никто не может отрицать уровень его восхождения в хип-хопе. Канье совершенно бескорыстен. Он говорит, что может позволить себе дать по доллару каждому живущему на Земле человеку, для чего потребуется более 7 миллиардов долларов (его личный капитал составляет около 2 миллиардов долларов, а его бренд Yeezy оценивается примерно в 6,6 миллиарда долларов, — прим. редакции). Но при этом отмечает, что ценность человека не в том сколько богатства он накопил. Человек настолько ценен, насколько он может дать другим — даже улыбка или доброе слово в счет.

— Заключительное слово за Shenseea, которая намекает на тот факт, что никто не может надеяться жить во лжи и избежать наказания в глазах Бога. Он видит все и знает все стороны истории. Их историей можно манипулировать, но Бог будет последним судьей, присяжными и палачом. Сделайте себе одолжение и будьте нравственно хорошими — живите и дайте жить другим.

«…The truth is only what you get away with, huh/ Правда — это только то, что тебе сходит с рук, да
I said the truth is only what you get away with, huh?/ Я сказал, что правда — это только то, что тебе сходит с рук, да?
Ayy, that’s why a lot of these be fakin’, huh/ Эй, вот почему многие из них притворяются, а…»

22. Come to Life

В этом треке Канье поет о своем стремлении к другой жизни и о том, что ему жаль за то, что он раньше не прислушивался к своей жене, ее мыслям, мечтам и идеям. Рэпер рассказывает о своих смешанных эмоциях по поводу ее присутствия и отсутствия в его жизни, отмечая при этом, что он не хочет умирать в одиночестве, без нее. Канье очень часто делится в своих треках о проблемах со сном и желании крепкого и счастливого сна. Такие песни, как эта, где Канье поет о значении для него своей жены и детей, в то время как красивые инструментальные партии и синтезаторы играют на заднем плане, делают эту песню одной из его самых красивых песен всех времен.

Также Канье Уэст выпустил клип на ключевой трек «Come to Life» с его долгожданного и неоднозначного десятого альбома «Donda». Видео, снятое непосредственно во время завершающей прямой трансляции, проходившей в Чикаго, включает две наиболее примечательные сцены из очень театральной презентации: ту часть, где Уэста подожгли (на нем был огнезащитный костюм) и заключительная сцена, где он провел имитацию церемонии бракосочетания с его женой Ким Кардашьян, с которой он недавно объявил о разводе. В треке есть строчка о покупке дочери Норт заветной пары кроссовок Nike — главного конкурента бренда Канье. Именно так он отмечает, что семья победила эго, от него остался один только пепел.

«…Gotta make my mark ’fore I’m gone/ Я должен оставить свой след, прежде чем уйду
I don’t wanna die alone/ Я не хочу умирать в одиночестве
I don’t wanna die alone/ Я не хочу умирать в одиночестве
I get mad when she gone/ Я злюсь, когда она уходит
Mad when she home/ Злюсь, когда она дома
Sad when she gone/ Грущу, когда она уходит…»

23. No Child Left Behind (ft. Sunday Service Choir & Vory)

Название песни является отсылкой к одноименному законопроекту об образовании, подписанному тогдашним президентом США Джорджем Бушем в 2002 году и впоследствии отмененному президентом Бараком Обамой. Проще говоря, это закон, разрешающий общенациональное равенство в образовании, применимый к учащимся из неблагополучных семей. Название также имеет христианский подтекст — ни одно дитя Божье не будет оставленным. В припеве повторяется именно эта одна единственная фраза, которая стала стандартом для Канье. Учитывая посыл альбома, он, скорее всего, выдвигает такую идею, как «Бог не оставляет детей». А поскольку Канье является христианином, такое утверждение будет отсылать к связанному с этим убеждению, что Всевышний доступен для всех, кто взывает к нему с верой, как, по-видимому, сделал Vory в куплете, а Канье в припеве. Vory выдвигает идею о том, что когда он действительно находится в беде, нет никого, на кого артист действительно может «рассчитывать». Поэтому вместо этого он обращается к Богу, чтобы тот помог ему пережить трудные времена. И, как считает Канье, в некоторых из таких случаев происходят «чудеса», призванные помочь преодолеть любое препятствие, с которым может столкнуться каждый. Припев напоминает строки из «God Is», в которых Канье также читает рэп о чудесах, которые Бог сотворил в его жизни.

«…Never called on y’all, never count on y’all/ Никогда не звонил вам всем, никогда не рассчитывал на вас всех
I’ll always count on God/ Я всегда буду рассчитывать на Бога
He’s done miracles on me/ Он сотворил со мной чудеса…»

24. Jail Pt. 2 (ft. DaBaby & Marilyn Manson)

Канье Уэст привлёк DaBaby, который попал в скандал после серии гомофобных высказываний, сделанных им во время фестиваля Rolling Loud Miami, и Marilyn Manson, которому в настоящее время предъявлено несколько судебных исков за сексуальное насилие. Их присутствие вызвало волну разногласий и недопониманий у всего музыкального сообщества. Трек был недоступен в ночь выхода альбома, предположительно из-за проблем с куплетом DaBaby, который Канье Уэст опубликовал в Instagram. В сообщении говорится, что лейбл Universal Music Group, по-видимому, выпустил альбом без разрешения Канье, а также собственоручно заблокировал трек «Jail, Pt. 2».

«…I’ll be honest, we all liars/ Я буду честен, мы все лжецы
I’ll be honest, we all liars/Я буду честен, мы все лжецы…»

25. Ok Ok, Pt. 2 (ft. Shenseea & Rooga)

Еще один ремикс на восьмой трек в альбоме. Эта версия заменяет второй куплет Lil Yachty куплетом в исполнении ямайской танцовщицы и артистки Shenseea, которая также участвовала в треке «Pure Souls», при участии рэпера Roddy Ricch. Смысл, посыл и история каждого артиста на треке мало чем отличается от концепции всего остального альбома. Каждый из них понимает, что любят их не просто так и каждый готов быть рядом только в хорошие времена, предав в любой момент.

«…But it’s okay, we gon’ be okay/ Но все в порядке, с нами все будет в порядке
Only show up when we cut the cake (Oh, yeah)/ Появляются только тогда, когда мы успешны (О, да)
Showin’ love, but we okay (We okay)/ Показывают любовь, но мы в порядке (Мы в порядке)
Find God ’fore it’s too late/ Найди Бога, пока не стало слишком поздно…»

26. Junya, Pt. 2 (ft. Playboi Carti & Ty Dolla $ign)

Очередной недоработанный ремикс на девятый трек в альбоме. В этой версии мы слышим уже меньше рассуждений Канье и намного больше Playboi Carti. Также на куплете появляется Ty Dolla $ign. В треке много рассуждений о вере, успешной карьере, богатстве и отношений на одну ночь.

— Особое внимание тут стоит уделить куплету Playboi Carti, который искренне удивлен тому, что он на альбоме у самого Канье (кроме этого он стал исполнительным продюсером альбома «Whole Lotta Red» Carti, — прим. редакции), вместе с ним записывается на стадионе Mercedes и делит один матрас. Ведь Канье был известным хип-хоп исполнителем на протяжении двух десятилетий, а Playboi Carti представляет собой новое растущее рэп-движение, начавшееся примерно в 2015 году. Они представляют два разных поколения хип-хопа. Также в 2016 и 2017 годах Carti был приглашенной моделью на показе YEEZY Season 4 и 5.

«…I’m in Mercedes, uh, uh (Mmh, mmh)/ Я в Мерседесе, а, а (Мм, мм)
I’m not leavin’, hold up, uh (Mmh, mmh)/ Я не ухожу, погоди, а (Мм, мм)
Where’s my mattress? Hold up (Mmh, mmh)/ Где мой матрас? Погоди (Мм, мм)
Carti and Yeezy (Mmh, mmh)/ Карти и Йизи (Мм, мм)
How’d that happen? (Mmh)/ Как это произошло? (Мм)…»

27. Jesus Lord, Pt. 2 (ft. Jay Electronica &  The LOX & Swizz Beatz)

Это ремикс на семнадцатый трек в альбоме. Версия включает три дополнительных куплета после партии Jay Electronica, каждый из которых принадлежит участнику The LOX (Sheek Louch, Jadakiss и Styles P), превращая трек в массивный гимн из 5 куплетов, продолжительность которого составляет 11 минут 30 секунд. Песня была сыграна во время второго прослушивания альбома «Donda», которое состоялось 5 августа 2021 года, более чем за три недели до официального релиза проекта.

— Куплет Sheek Louch начинается с крика его матери, которая скончалась от рака. Единственное, что его утешает — уверенность, что она сейчас с Господом. Он успешный рэпер, у него целая куча денег, но на них невозможно вернуть маму или купить настоящих друзей. При этом знает, что рядом всегда ходит дьявол, принимающий множество различных форм. Однако вера — это ключ к борьбе с дьяволом.

«…If I wasn’t rappin’, the calls would stop (Haha)/ Если бы я не читал рэп, звонки бы прекратились (Ха-ха)
You ain’t really happy for me, you mad that I pop (Jesus)/ Ты на самом деле не рад за меня, ты злишься, что я популярный (Иисус)…»

— Jadakiss поет о том, как находился под влиянием Иисуса всю свою жизнь и карьеру. Он признает, что временами дьявол действительно добирался до него и он отказывался от своей веры. Но всегда возвращается на правильный путь.

«…Ain’t no ‘i’ in ‘team’, it’s a ‘i’ in ‘win’ (Lord; win)/ Нет никакого „Я“ в „Команде“, это „Я“ в „Победе“ (Господи, победи)
They got they eye on me, I got my eye on Him (‘Sup)/ Они положили на меня глаз, я положил глаз на Него (В чем дело?)…»

Styles P читает о своем разочаровании и грусти из-за того, что его друзья и члены семьи умирают. Он знает, что небеса превратились в черный рай по количеству людей, которые погибли напрасно. Рэпер намекает, что его дни тоже могут быть сочтены, поэтому он просит своих друзей наверху держать его колесницу наготове, чтобы сопровождать его к Жемчужным воротам.

«…That’s what my momma be sayin’/ Это то, о чем моя мама говорила
And before you roll to war, know it’s honor in prayin’/ Прежде чем ты отправишься на войну, помни, что честь в молитве…»

«Donda» — грандиозная работа Канье Уэста посвящена Богу, маме, утрате, семье и искусству. В первый день все треки прослушали суммарно почти 100 миллионов раз на Spotify, а в Apple Music «Donda» возглавила чарты в более чем 150 странах, что стало абсолютным рекордом.

Добавить комментарий