31 июля на стриминговом сервисе Disney+ состоялась премьера новой масштабной работы Бейонсе — музыкального визуализированного фильма «Black Is King», который является запоздалым дополнением к ее альбому «The Lion King: The Gift». Работа была выпущена спустя два месяца после убийства полицейским Джорджа Флойда, темнокожего мужчины в Миннеаполисе, поскольку последующие глобальные протесты Black Lives Matter, возможно, навсегда изменили жизнь во всем мире.
Несмотря на свой очевидный расовый статус, «Black Is King» предназначен не только для темнокожих людей. Он обращается ко всему обществу в целом, некоторые из которых были вынуждено стереотипно думать о людях африканского происхождения, как о людях меньшей значимости, без их собственной истории и с ограниченным будущим. Бейонсе, которая сама написала сценарий, спродюсировала и поставила проект, напоминает нам, что жизнь темнокожих началась не в цепях. «History is your future/ История — это ваше будущее», — заявляет Бейонсе в самом начале альбома. «One day you will meet yourself back where you started, but stronger/ Однажды ты встретишь себя там, где начинал, но сильнее».
Вторую половину 2019-го команда Бейонсе летала по разным континентам с видеокамерой: съемки проходили в Южной и Западной Африке, в США, Великобритании и Бельгии. Воплощать задуманное певице помогала международная команда художников и декораторов: от кинематографиста из Ганы Блитц Тхе Амбассадора до нигерийско-британского режиссера Джена Нкиру, с которой певица уже работала над клипом «Apeshit». Также в клипах задействованы произведения из собрания матери Бейонсы — Тины Ноулз-Лоусон, владелицы крупнейшей коллекции афро-американского искусства. Монтаж всей визуальной части альбома не позволяют нам наслаждаться одним кадром дольше чем несколько секунд. Они старались придерживаться старых методов редактирования музыкальных видео — хаос и бессвязность. «Black Is King» полностью стирает грань между обычным клипом, музыкальным видео, фотографией, поэзией и документальным фильмом о природе, с самыми драматическими поворотами в жизни Симбы. В качестве идейной основы Бейонсе взяла историю «Короля Льва», а именно историю короля в изгнании, ищущего восстания в своем величии, и решила порассуждать о непростой теме самоопределения раскинувшегося по всему земному шару темнокожего населения планеты. «Black Is King» — это полное погружение в красоту и величие под руководством африканских художников, актеров и танцоров, почитающих африканскую моду, музыку и духовность. Вся суть «Black Is King» выражена в одной особенно экстравагантной сцене. Когда Бейонсе сидит на автомобиле Rolls-Royce с леопардовым принтом в комбинезоне подобной расцветки и читает рэп о воспитании сыновей империи и воплощении королевы Савы. Она завершает свою речь фразой: «I be like soul food, I am a whole mood/ Я как пища для души, я — сплошное настроение». И это правда — этот 86-минутный «фильм» представляет собой один длинный мудборд. Он великолепен на вид, воодушевляет и демонстрирует культурное великолепие темнокожих. Но повествовательная сторона у него небольшая и довольно слабая.
«Я работала с группой разносторонних режиссёров, актёров и креативных умов со всего мира, чтобы переосмыслить сюжет „Короля Льва“. История альбома развивается через музыкальные клипы, моду, танцы, великолепные ландшафты и необузданный талант. Это удивительное путешествие началось на заднем дворе моего дома и протянулось через весь мир — Йоханнесбург, Гану, Лондон, Бельгию и Гранд-Каньон в Аризоне. Я надеюсь, что этот альбом сможет изменить глобальное восприятие слова „чёрный“, которое для меня всегда означало вдохновение, любовь, силу и красоту. В названии фильма оно символизирует царственность, богатство, историю, предназначение и наследие», — рассказала сама Бейонсе.
Помимо Бейонсе, в фильме приняли участие ее супруг Jay-Z, мать Тина Ноулз-Лоусон, все трое детей певицы, коллега по группе Destiny’s Child Келли Роуленд, Фаррелл Уильямс, Наоми Кэмпбелл, Люпита Нионго и другие актеры, музыканты, поэты и художники.
Промежуточные фразы-цитаты, которые произносит Бейонсе, частично, как и в ее предыдущем визуальном альбоме «Lemonade», имеют отсылки к поэзии Шир Варсан (сомалийско-британская поэтесса, — прим. редакции). «We were beauty before they knew what beauty was/ Мы были красавицами до того, как они узнали, что такое красота» и «Your skin is not only dark/ Ваша кожа не только темная» — вот две из них, которые являются самыми запоминающимися фразами. Но эти высказывания не помогают окунуться в историю или понять смысл повествования. Очевидно, что акцент здесь делается на другом: Бейонсе делает шаг в сторону Африки, как прародины темнокожих, отражая известный факт о том, что черные люди произошли от королей и королев и их корни уходят гораздо глубже, чем американское рабство. Подобная линия в творчестве, связанная с королями, прослеживалась также на треке «Watch the Throne» у JAY-Z и Канье Уэста, которые использовали «королевскую семью» для обозначения мастерства темнокожих в артистизме и социальном уровне. На одном из самых известных изображений Бигги Смоллса он носит корону. Для T. I. быть королем означало господство над всем Югом. «Black Is King» предпринимает попытку воссоединить африканскую и афро-американскую культуру с помощью музыки — не как экзотических гостей их американских коллег, а как равноправных, усиливающих мощь друг друга, международное братство и сестринство. Визуализированный альбом почти полностью лишен белокожих актеров, за исключением обрывка диалога между Сетом Рогеном и Билли Эйхнером в роли Тимона и Пумба, а также дворецкого, появляющегося в сцене, которая напоминает ежегодный бранч от Roc Nation.
Прежде чем молодой принц вернется на свой трон, верхом на лошади со своей новой королевой, выдвигаются новые теории королевского сана: «It would be a much better world for all of us if kings and queens realized that being equal, sharing spacing, sharing ideas, sharing values […] that is the way in which our ancestors did things, and that is an African way/ Мир был бы намного лучше для всех нас, если бы короли и королевы осознали, что нужно быть равными, разделять пространство, разделять идеи, разделять ценности […] так поступали наши предки, и это по-африкански», — утверждает голос за кадром.
Один из самых трогательных моментов на альбоме — сцена из «Otherside», в которой Бейонсе со слезами на глазах помещает, закутанного в одеяло сына, в тростниковую корзину и отправляет вверх по реке. Эта сцена материнского жертвоприношения показана не просто так. Этот ребенок никогда не был просто младенцем, а история никогда не была просто человеческой версией пути Симбы к зрелости, не говоря уже о королевской власти. На первый взгляд, эта сцена на русле реки является обновленной версией ветхозаветной истории, в которой Иохаведа, мать Моисея, отправила его также по реке Нил, чтобы защитить от смерти. Но данная сцена имеет отсылки также к времени, когда зародилось рабство Нового Света и сама Америка.
На треке «Brown Skin Girl», наполненном восхищением к красоте и величию темнокожих женщин, Бейонсе показывает свое нежное отношение с Келли Роуленд, Наоми Кэмпбелл и Лупитой Нионго, каждая из которых вдохновила ее на текст этой песни. Запоминающийся кадр во время танцев на треке «Brown Skin Girl», в котором танцоры, играющие дебютанток, вычерчивают диагональную линию на экране. Такой угол придает их объемным бальным платьям вид пачки и превращает их белые перчатки в крылья, когда они медленно выгибаются назад. Раскрыв объятия, они превращаются в прекрасных черных лебедей. «Keep dancing. They can’t control you/ Продолжай танцевать. Они не могут тебя контролировать», — поет Бейонсе.
Еще более сильной по духу, звучанию, посылу и женской энергии является композиция «My power» при участии Nija, Busiswa, Yemi Alade, Tierra Whack и Moonchild Sanelly. Все действие проходит в бесконечном белом лабиринте, напоминающем сюрреалистичность Мисси Эллиотт.
Нельзя пройти мимо и не отметить наряды. Когда дело доходит до творческого сотрудничества, Бейонсе привлекает множество людей, в том числе и дизайнеров. В создании нарядов участвовали, как известные дизайнеры , так и малоизвестные со всего земного шара. В визуальном альбоме принимали участие: Valentino couture (боди принтированное гепардами); Erdem (украшенное розами чайное платье с гигантскими воланами); Burberry (принт из коровьей кожи); Thierry Mugler (мини-платье из джерси с радужным принтом и драпировкой); Molly Goddard (платье, как торт из тюля взрывного цвета фуксии и все этнические головные уборы); и Marine Serre (боди с лунным принтом). Из новых имен отметились, такие как дизайнер из Лондона Michaela Stark (джинсовый корсет и пуддлинг-джинсы), и Alon Livne из Тель-Авива (белое вязанное крючком платье), ивуарийская американка Loza Maleombo (черно-белое боди и графический пиджак с золотыми пуговицами). За большую часть украшений отвечал бренд L’Enchanteur. Эфиопский фотограф Аида Мулунех явно повлияла на несколько нарядов африканских моделей, позирующих в ярких цветах с раскрашенными лицами. Повторяющиеся в фильме персонажи, обнаженные до пояса, танцовщицы в зеленых тонах позаимствованы у нигерийского художника Джелили Атику, чье шествие под названием «Фестиваль Земли» в 2018 году вывело разукрашенных в зеленый цвет людей на улицы Сицилии.
Стоит отметить, что после анонса альбома Бейонсе, выросшую в Техасе и никогда не жившую в Африке, успели обвинить в стереотипном изображении африканского континента. Пока одни указывали ей, что африканцы носят не только шкуры с перьями, как в ее анонсирующем видео, но и дорогие дизайнерские шмотки, другие припомнили певице, что та подозрительно редко прилетает на родину Короля Льва с гастролями. С особой иронией обсуждалось, что фильм, прославляющий африканскую культуру, выйдет на сервисе Disney+, который до сих пор не добрался до африканских стран.