«Ставки на гласность. Аукцион „Сотбис“ в Москве, 1988»

В Музее современного искусства «Гараж» открылась выставка, посвященная самому неоднозначному событию в художественной жизни позднего СССР, — первому советскому аукциону «Сотбис». — «Ставки на гласность». Видеозаписи торгов, выдержки из интервью с организаторами и участниками аукциона, 3D-инсталляция, которая позволяет посетителям стать свидетелями торгов, архивные материалы и некоторые сохранившиеся в частных коллекциях произведения.

Предаукционная выставка Sotheby’s “Русский авангард и советское современное искусство” в Совинцентре, Москва. 2–7 июля 1988 года.

7 июля 1988 года по инициативе талантливого аукциониста Sotheby’s Симона де Пюри в «Совинцентре» (Центре международной торговли) прошел аукцион «Сотбис». На продажу было выставлено более сотни произведений русского авангарда и работ признанных и неофициальных советских художников. Аукцион привлек коллекционеров из разных стран и стал предметом обсуждения среди интеллигенции и скептически настроенных художников, чьи работы не были выставлены на торги.

Гриша Брускин. Фундаментальный лексикон. 1986

Почему это событие до сих пор вызывает интерес? Аукцион «Сотбис» ознаменовал изменение советского политического ландшафта и стал последней международной культурной инициативой эпохи перестройки, которая потребовала одобрения советского правительства. Он также оказался одним из самых успешных торговых обменов в советской культуре, изменившим позицию Союза художников и других официальных институтов, подведомственных Министерству культуры, которые быстро осознали выгоды, которые сулит интерес Запада к неофициальному искусству — интерес, способный стать одним из источников притока иностранной валюты.

На торгах Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 7 июля 1988
Фото: Сергей Борисов

Вместе с тем «Русский “Сотбис”» привел к устранению жесткого разделения на официальную и неофициальную культуры, привнес в искусство дух конкуренции и вызвал новую волну эмиграции среди художников, стремившихся воспользоваться активным международным вниманием, которое было порождено аукционом. Со временем торги обрели мифический ореол, о котором писатель Эндрю Соломон сказал: «…об этом событии так много говорили, что в последующие годы критики, кураторы, коллекционеры и художники чего только не ставили аукционному дому в заслугу: он-де открыл одно направление, изобрел другое, положил конец третьему».

Где: Музей современного искусства «Гараж»

Когда:  до 28 февраля 2018

Что прочитать? 

Книга «Открытие России. Десятилетие нового интернационала: 1986–1996»  (2016)

Добавить комментарий