«I can’t breathe»: 10 фильмов и сериалов о расизме и дискриминации

Дискриминация, а особенно расизм и антисемитизм до сих пор являются острыми темами для спекуляций в современном обществе. Кажется, за последние 100 лет люди могли бы уже стать цивилизованнее, научиться понимать и принимать без агрессии другие мнения или просто непохожих людей. Но толерантность не присуща людям с рождения, она воспитывается с детских лет и нуждается в постоянной актуализации. Поэтому каждому поколению приходится заново привыкать к мысли, что проблема не в цвете кожи, вероисповедании или чем-то еще, а в самих людях, которые могут выглядеть как угодно. Весь абсурд нетерпимости как раз в том, что жертвой может стать любой. Кому-то не понравится цвет кожи, кому-то национальность, язык, пол или любовные предпочтения. И именно кино дает нам возможность сопереживать другим людям, понимать их и изменять свое отношение.

Спусковым крючком для массовых протестов, происходящими сейчас в США, стало задержание темнокожего жителя Миннеаполиса 46-летнего Джорджа Флойда. По данным местных СМИ, 25 мая полицию вызвал кассир магазина, где мужчина якобы пытался расплатиться фальшивой банкнотой. В заявлении правоохранителей указано, что Флойд оказал сопротивление при задержании, после чего к нему была применена сила и надеты наручники. Дальнейшие действия правоохранителей попали на запись камер наружного видеонаблюдения. На видео можно заметить, как один из полицейских  Дерек Шовен применяет удушающий прием, наступая коленом на шею лежащего на земле задержанного. В это время Флойд несколько раз произносит: «Я задыхаюсь, не убивайте меня», однако полицейский продолжает давить. В конце видео его жертва уже не двигается. За ним приезжает «скорая» и увозит его на носилках. Как выяснилось позже, мужчина скончался через несколько часов в реанимации из-за асфиксии, так и не придя в сознание.

По данным New York Times, которые опираются на официальную статистику, с 2009 по 2019 год 60% жертв полицейских при задержании были афроамериканцами. Более того, первый темнокожий начальник полиции Миннеаполиса Медариа Аррадондо в 2007 году пережил не одно судебное заседание с собственным начальством, обвиняя руководство департамента в регулярных проявлениях расизма.

Наша редакция не хочет оставаться в стороне и молчать. Мы уверены, для того, чтобы несправедливости, грубости и насилия было меньше, нам нужно говорить и творить, рассказывая о них окружающим людям и самим себе. В данной статье наша редакция решила рассказать о десяти очень трогательных и по-настоящему сильных кинокартинах, в которых главные герои сталкиваются с проблемой расовой дискриминации.

1. «Когда они нас увидят» / «When They See Us»

«Когда они нас увидят»  5-часовой американский мини-сериал 2019 года, созданный режиссёром Авой Дюверней для Netflix. События сериала основаны на судебном разбирательстве в США в 1989 году, которое также называют делом «пятёрки из Центрального парка». По результатам следствия пятеро афро- и латиноамериканцев подросткового возраста Юсеф Салаам, Кевин Ричардсон, Раймонд Сантана, Кори Уайз и Антрон Макрей были признаны виновными в изнасиловании 28-летней Триши Мейли и приговорены к тюремному заключению сроком от 6 до 13 лет. В декабре 2002 года с них были сняты все обвинения. В сентябре 2014 года стало известно, что члены «пятёрки» получат рекордную компенсацию в размере 1 млн долларов за каждый год заключения. Это самое скандальное судебное дело в истории Нью-Йорка о потерянной юности, прощении и долгожданной справедливости.

В рамках телевизионной премии Эмми сериал был удостоен 11 номинаций, среди которых «Лучший мини-сериал», «Режиссура мини-сериала, фильма или драматической программы», «Сценарий мини-сериала, фильма или драматической программы».

2. «Зеленая книга»/ «Green Book»

«Зелёная книга» — американская биографическая комедийная драма режиссёра Питера Фаррелли, вышедшая на экраны в 2018 году. Сюжет картины основан на реальной истории, случившейся в 1962-м году. Вышибала итальяно-американского происхождения Тони «Болтун» Валлелонга  устраивается шофёром к известному афроамериканскому джазовому пианисту Дону Ширли. Тони сопровождает музыканта во время тура по провинциальному югу США, используя в дороге «Зелёную книгу», где описаны все безопасные для афроамериканцев места. Совместное путешествие Тони и Дона откроет героям глаза на мир и навсегда изменит их жизни. Драма о судьбах двух внешне полностью отличающихся друг от друга людей, которая до отказа набита прекрасной моралью, замечательными, добрыми, вечными ценностями, которая учит, вот оно, совпадение, не судить о книге по обложке, и относится к людям вне зависимости от их цвета кожи и культурных ценностей. Антураж фильма «Зеленая книга» просто восхитителен, он не только передает настроение Америки 60-ых годов, но и помогает зрителю понять весь масштаб проблемы, поднятой этой картиной. Фильм был удостоен трёх «Золотых глобусов» в категориях «Лучший фильм — комедия или мюзикл», «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али) и «Лучший сценарий».

3. «Чужая ненависть»/ «The hate you give»

«Чужая ненависть»  американский драматический фильм режиссёра Джорджа Тиллмана  младшего. Он основан на одноимённом романе Энджи Томас. Сюжет фильма крутится вокруг 16-летней чернокожей ученицы средней школы Старр Картер, которая становится свидетелем убийства своего безоружного лучшего друга Халила белым полицейским. Она движется между двумя мирами: семья, друзья детства и малая родина в бедном гетто, второй  престижная белая школа, белые подруги и все такой же белый бойфренд. После очередного перехода из второго мира в первый девушка идет на районную вечеринку, где встречает друга детства и по совместительству первую любовь по имени Халил, который, кажется, пошел по пути наименьшего сопротивления и стал дилером. На обратном пути их останавливает белый полицейский, который, приняв расческу за пистолет, убивает парня. Параллельные миры девушки начинают сталкиваться, а ей самой приходится восстать против очевидной несправедливости. Это серьезный фильм с серьезно поставленными проблемами, который показывает полную картину ненависти правоохранительных органов к темнокожим жителям гетто. Фильм не только о девушке Старр, он о целом квартале гетто в котором каждый день совершаются полицией обыски, предъявляются обвинения и многое другое. Место, где детей с малых лет учат как вести себя с людьми в форме, если хочешь остаться в живых.

4. «Прислуга/ «The Help»

«Прислуга»  драма режиссёра Тейта Тейлора, вышедшая на экраны в 2011 году. Экранизация одноимённого романа Кэтрин Стокетт. В главных ролях задействованы Виола Дэвис, Октавия Спенсер, Эмма Стоун, Брайс Даллас Ховард и Джессика Честейн.

1960-е годы, Американский Юг. Мартин Лютер Кинг уже проповедует равноправие  и небезуспешно. Но городок Джексон, штат Миссисипи, все так же живет по вековому рабовладельческому укладу. Чернокожее население, вроде бы, обладает формальными свободами, но его здесь по-прежнему не считают за людей. Скитер Фелан сразу после окончания университета возвращается в родной город Джексон. Она мечтает вырваться отсюда и стать писательницей, однако, согласно традициям Юга, ей больше пристало мечтать о замужестве и домохозяйстве. Эйбилин старше Скитер на 30 лет и давно уже ни о чём не мечтает, потому что её единственный сын умер. Она всю жизнь проработала в домах белых людей и вырастила 17 детей. Минни тоже всю жизнь работает прислугой. На кухне ей нет равных, но долго на одном месте она не работает, потому что уж очень она дерзкая даже со своими хозяевами. Скитер, Эйбилин и Минни объединяет острое чувство справедливости и огромное желание изменить существующий порядок вещей. Но смогут ли они хоть чего-нибудь добиться в верном своим традициям обществе? Картина затрагивает проблему человеческих отношений, она призывает нас судить о человеке не по ярлыкам, навешанным на него обществом, а исходя из его личностных качеств. Казалось бы, это прописная истина, да вот только все привыкли закрывать на это глаза. Ведь проще повторить за всеми, чем составить своё мнение.

5. «Скрытые фигуры»/ «Hidden Figures»

«Скрытые фигуры»  биографическая драма режиссёра и сценариста Теодора Мелфи, созданная в тандеме со сценаристкой Эллисон Шредер. В главных ролях снялись Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Монэ. В основу сценария легла одноимённая документальная книга Марго Ли Шеттерли, работа над которой началась в 2010 году и продолжалась до 2016 года. В картине рассказывается о трёх афроамериканских женщинах-математиках, которые работают в Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) во времена космической гонки. Так как это сегрегированный южный штат, то героиням приходится терпеть всевозможные унижения, связанные с их цветом кожи. На фоне сильнейшего презрения к чернокожим, когда для них предусмотрены специальные туалеты подальше от белых, а кипяток запрещается наливать из общего кипятильника, трое целеустремленных черных девушек добиваются своей мечты, доказывая делом и способностями, что великие события должны твориться с участием всех рас, независимо от убеждений и, уж тем более, цвета кожи. Дороти не повышают в должности, хотя она фактически руководит «цветными» расчетчиками, Мэри не может посещать курсы повышения квалификации, которые проходят в «белом» колледже, а Кэтрин вынуждена бегать по нужде в другое здание, поскольку в постройке, где работает ее группа планирования полетов, нет «цветных» туалетов. Тем не менее женщины верно служат общему делу. Их достижения начинают замечать, лишь когда полет Гагарина ставит NASA в цейтнот и у начальства не остается времени на поддержание расовой дискриминации. Сюжет основан на реальных событиях, рассказывает историю реальных людей. Сколь же много может сделать всего один человек.

6. «Дворецкий»/ «The Butler»

«Дворецкий»  американский кинофильм режиссёра Ли Дэниелса, политический байопик. Главные роли исполняют Форест Уитакер и Опра Уинфри. Актёрская работа Уинфри была отмечена номинациями на премию BAFTA и премию Гильдии киноактёров США.

Расовая дискриминация  одна из самых позорных страниц в истории США. Отменив рабство в 1865 году, была соблюдена лишь юридическая формальность, тогда как отравленные предрассудками умы белых людей продолжали верить в свое превосходство. Тем не менее, имели место удивительные случаи, когда именно представители афроамериканской общины оказывались в эпицентре самых важных событий, которые меняли историю. Одним из таких был Юджин Аллен, чья история легла в основу байопика «Дворецкий». Фильм от первого лица рассказывает о жизни в Белом доме о личностях президентов, о тех деталях которые не видны обществу. Борьба с сегрегацией шла полным ходом, но главный герои казалось бы никак не участвует в этом, но в то же время он ведет подрывную деятельность на территории противника, насаждая и приближаясь к «белым»настолько близко что они считают его своим.

Хорошая выстроенная картина с правдивым сюжетом, с сильными драматическими моментами, вдохновенной игрой актеров и посылом к тому что всего можно добиться честным и усердным трудом, даже если это невозможно нужно верить. Это фильм не только о том, как черных обижали, унижали и убивали, а они боролись за свои права. Это фильм так же о трудном выборе методов борьбы. Это фильм о том, что многие даже не осознавали, почему и зачем им стоит бороться  ведь они с детства усвоили, что белые люди лучше и всегда правы. Это фильм о внутренних противоречиях, о сложности выбора позиции, отказа от старых воззрений, о долгом пути и терпении. На протяжении всего фильма главный герой задумывается о том, что правильно, а что нет вместе с американским обществом и его президентами  и вместе с ними меняет свое мнение.

7. «Сельма»/ «Selma»

«Сельма»  американский исторический кинофильм режиссёра Авы Дюверней. Фильм основан на событиях марша 1965 года в Сельме и Монтгомери в рамках движения за гражданские права чернокожих в США, в особенности право голоса на выборах. Сюжет фильма начинается в 1963 году, после убийства четырёх темнокожих детей белыми террористами в Бирмингеме, штат Алабама. В Сельме тем временем разворачивается борьба за право голоса на выборах, в ходе которых Мартин Лютер Кинг пытается донести до Линдона Джонсона важность права голоса темнокожего населения. Основные события затем разворачиваются вокруг маршей темнокожих за право голоса, тогда как власти, в лице губернатора штата Джорджа Уоллеса, выступают против них.

На сегодняшний день это один из лучших фильмов о расовых предубеждениях во многом благодаря точечной ручной работе с историческим периодом. Места реальных событий в качестве локаций, подбор декораций и костюмов, даже особая цветовая палитра кадра  все это участвует в создании атмосферы американского юга 1965 года. С сотнями статистов в кадре и флагами Конфедерации в руках белых негодующих. Также отдельно хочется отметить актерский состав и, в частности, исполнителя главной роли, который не только внешне похож на Кинга, но и вызывает эмпатию своим появлением в кадре.

8. «Голливуд»/ «Hollywood»

«Голливуд» — американский мини-сериал на Netflix, придуманный автором «Хора» и «Американской истории ужасов» Райаном Мерфи. Это сказка в жанре альтернативной истории, действие которой разворачивается в конце 1940-х годов. Главные герои — молодые юноши и девушки, мечтающие о карьере в кино и решившие вместе превратить историю Пег в фильм, который завоюет «Оскар» и станет гимном всех, кто мечтает покорить Голливуд. Среди них — Джек Кастелло (Дэвид Коренсвет), внеземной красоты юноша, планирующий содержать жену с двойней на подходе. А еще сценарист-самородок Арчи Коулман (Джереми Поуп), которому не повезло родиться черным гомосексуалом. Молодой режиссер с блеском в глазах — Рэймонд Эйнсли (Даррен Крисс), скрывающий свои филиппинские корни. Его девушка Камилла Вашингтон (Лора Хэрриер), которая вынуждена перебиваться ролями глупых горничных из-за темного цвета кожи.  «Подумайте о том, что это может означать для бедной маленькой чернокожей девочки, живущей в трущобах, — говорит Рузвельт, которую играет Гарриет Сэнсом Харрис, —увидеть себя на этом экране, замеченную, принятую, достойную». «Голливуд» — удивительная сказка, способная растопить любое сердце. 

9. «Ферма «Мадбаунд»»/ «Mudbound»

«Ферма «Мадбаунд»»  американская историческая драма режиссёра Ди Рис о событиях, происходящих на небольшой ферме в окрестностях Мемфиса во время Второй мировой войны, основанный на романе Хиллари Джордан «Мадбаунд». В основе сюжета положена жизнь двух семей  Макаллан и представителей цветного населения Джексон. Первая переезжает на ферму в Миссисипи в результате решения главы семьи, вторая  живёт там уже на протяжении долгого времени. И хотя рабство в США отменили аж в 1865 году, в стране до сих пор остаётся тот пережиток прошлого, когда расизм был вполне обычным явлением в обществе. Поэтому между семьями возникают странные, неоднозначные отношения. Главная проблема, освещаемая «Фермой Мадбаунд»  расизм. Фильм освещает эту тему с трёх разных сторон: белого населения, не имеющего претензий к чернокожим, расистов  людей, чьи предубеждения влекут за собой хвост из 19 века и цветного населения. Нам показывают, как меняется мнение некоторых персонажей касательно людей другой расы, потому что они видят, как те не только могут быть полезны в обществе, но и имеют такие же проблемы, желания и чувства.

«Ферма «Мадбаунд»»  это солянка, состоящая из историй разных людей с разными взглядами на жизнь, но объединённых одним местом, являющимся для всех них домом.

10. «Станция «Фрутвейл»»/ «Fruitvale Station»

«Станция «Фрутвейл»»  основанный на реальных событиях американский независимый фильм в жанре биографической драмы, снятый режиссёром-дебютантом Райаном Куглером. Двадцатидвухлетний Оскар отбывает срок за сбыт наркотиков и выходит на свободу другим человеком. Он твердо встает на путь исправления ради своей семьи и, несмотря на отсутствие работы и денег, решительно избавляется от заначки  пакета с марихуаной. И вместо того, чтобы прилично заработать в новогоднюю ночь, Оскар кладет в карман последнюю «десятку» и вместе с друзьями отправляется смотреть салют. Однако преступное прошлое настигает парня в один из самых счастливых моментов в его жизни. Заснятое на телефоны случайных очевидцев и выложенное в Интернет видео с убийством Оскара Гранта всколыхнуло Америку и до сих пор является двигателем антирасистского движения. Один политический лагерь превратил Оскара в героя, другой  в отъявленного негодяя. Тогда печальная история Оскара Гранта закончилась демонстрациями, беспорядками и голодовками, привела к отставке полицейских чинов и заставила власти задуматься о пересмотре ряда регламентов в отношении служителей закона.

«Станция «Фрутвейл»»  это последний день из жизни Оскара, который он проводит в поисках работы, общении с дочерью и девушкой, готовит ужин на день рождения маме и мечтает весело встретить Новый год. Фильм учит нас еще и тому, что нужно жить сегодняшним днем и если хотите кому-то признаться в любви или сделать предложение, или просто погулять  то лучше это сделать сейчас.

Поделиться: