Олег Червоняк

Отечественный музыкальный бизнес и киноиндустрия стремительно развиваются с каждым годом, позволяя нам взглянуть на мир по-новому. Ключевой фигурой при создании шедевров является режиссер, чей талант и профессионализм объединяет миллионы сердец и погружает в незабываемую атмосферу. К таким людям относится и наш герой. В копилке Олега Червоняка уже имеются клипы, снятые доброй половине звезд. Среди его работ — ролики для Басты, Скриптонита, T-Fest, Смоки Мо, Григория Лепса и многих других. Мы встретились с Олегом и обсудили, как рассказать историю жизни за три минуты, чем клипы отличаются от большого кино и почему шедевр можно снять на смартфон.

Если бы тебе задали вопрос, кто такой Олег Червоняк, как бы ты мог себя охарактеризовать?

Я режиссер и счастливый человек.

Расскажи немного о своем детстве и о детских мечтах. Сбылись ли они у тебя на данный момент?

Двор, семья, школа. Всё как у всех плюс-минус, так что удивить мне тут нечем, к сожалению или к счастью.
Сегодня мне нравится тогдашняя наивность. Совсем в малом возрасте мне представлялось, что люди живут вечно, вырастают выше деревьев, и когда это происходит — переезжают жить в другое место. Надо сказать, что представлял я себе это очень ярко. Видел, во что они одеты, ощущал на себе тепло солнца, под которым они ходят, как улыбаются друг другу при встрече. Даже сейчас ощущаю от этого мурашки, отвечая на вопрос. Было бы здорово…
Скорее всего, похожие ощущения можно отнести и к детским мечтаниям. Со временем мечты переросли в цели. Цели стали достигаться, к некоторым из которых я всё ещё двигаюсь — на то они и цели.

Давай сначала поговорим о твоей карьере и о том, как ты пришел к режиссерской деятельности?

Мой творческий путь начался в Санкт-Петербурге. Оказавшись там, я ощутил, что хочу заниматься творческой деятельностью. Окончил университет на факультете искусств, после чего возник вопрос: «И что теперь?». Такое подвешенное состояние, когда до конца не осознаешь, кто ты есть, в какую сторону двигаться и в какие двери стучаться. Начать решил с последнего: стучался по всем дверям без разбора. Записывал DVD со студенческими работами, ходил по Невскому и всем его крупным магазинам и компаниям, которые попадались на пути, предлагал свои услуги в сфере аудио-визуального производства. Диски разлетались, но не было даже намёка на возможность получить хоть какой-то заказик. Вместе с тем, предлагал артистам бесплатно снять клип. Такие просьбы либо отвергались, либо оставались без ответа, пока один из них не согласился, и я снял свой первый клип. Так и началось потихоньку.

Как на сегодняшний день обстоит дело с клипмейкингом в России?

Сегодня время чрезмерного изобилия контента, и меньше его становиться не будет. Технически клипмейкинг вырос благодаря технологиям, но удивлять ему становится всё сложнее, несмотря на полную свободу самовыражения. Он всё больше становится похож на ГМО. При этом, также может стать хорошей площадкой для талантливых людей, в основном молодых, где можно набрать необходимый опыт на коротких дистанциях, после чего пробовать себя в кинематографе.

А обязательно ли артисту нужны миллионные бюджеты для создания клипа, чтобы он был успешен?

Успешным артиста делает его музыка в первую очередь. Клипы идут в продолжение его деятельности. Другой вопрос: нужны ли многомиллионные бюджеты, чтобы сделать успешный клип!? Я не против. Но огромная затраченная сумма не является гарантом успеха даже для популярного артиста. К счастью или сожалению. Таких примеров на сегодняшний день полно, когда дорогой клип становится провальным, в то время как малобюджетка собирает миллионы просмотров. Всё относительно.

Если говорить о клипах рэперов, то аудитория немного устала от некой глянцевой картинки, где крутые парни в окружении дорогих машин, женщин, денег и алкоголя зачитывают свои треки. Всем хочется чего-то простого, самобытного и свежего. Чаще всего это просто картинка, и в реальности они далеки от этой «роскошной» жизни. Почему нашим артистам так сложно избавиться от этого клише родом из нулевых?

Я с тобой соглашусь, такие работы не вызывают никакого интереса. Про роскошную жизнь из клипа крутого рэпера даже говорить не стоит. Для большинства она заканчивается после команды «стоп, снято». Как по мне, лучше пусть будет простенько, в чем-то шероховато, но не в угоду общим тенденциям, к тому же глупым.

Костюм, Strellson; майка, Dolce&Gabbana; кроссовки, New Balance

Как считаешь, можно ли вдохновиться чужой работой ( клипом, кино)? Как ты относишься к байтингу («заимствованию»)? Было ли у тебя такое?

У индивидуальности нет гарантии. Вдохновляться можно чем угодно, тут каждый выбирает для себя сам, и в этом нет ничего плохого. Так или иначе, мы все опираемся на уже имеющийся опыт. Когда человек может проанализировать то, что его окружает и выдать в собственной интерпретации, это уже заимствование. Но оно здоровое. Хуже всего — подражательство. На него, как правило, люди идут умышленно. Вот это уже плохо, на мой взгляд.

Какие проекты в твоей творческой карьере самые сложные и какие самые любимые? К примеру, из всех твоих многочисленных работ я люблю «Я рано научился летать» Басты. На мой взгляд, это не просто клип, а некий фильм с очень глубокой и интересной историей в основе.

Могу точно сказать, что у меня нет любимых клипов, но большинство из них дороги мне воспоминаниями, которые с ними связаны.

«Я рано научился летать» в этом плане для меня особенный, так как он связан с моим отцом. При этом я не снимал его специально под Васину (Василий Вакуленко/Баста — прим. ред.) песню. Мне хотелось снять наивную историю о детстве, чтобы можно было увидеть или почувствовать себя таким мальцом и испытать приятные эмоции. Так ощущалось детство моего отца, частично моё и, как мне кажется, ещё немалого количества других людей. К тому же, мне удалось уговорить папу сняться в клипе в роли самого себя. Так что мои дети всегда смогут посмотреть на своего деда.

Сняв эту зарисовку, мне захотелось сложить историю под Васину песню. Мало кто, кроме него, может вывернуть душу наизнанку, по-хорошему. Прошло какое-то время, я сделал монтаж. Мы ехали в поезде после концерта Басты, и я предложил ему посмотреть новый клип на его песню, о котором он ничего не знал…: «Алик, да ты ох…л!»,  — сказал он мне после просмотра, после чего мы перемотали его ещё пару раз. Так он и вышел.

Что для тебя является главным вдохновителем при разработке клипа-личность, музыка, текст?

Всё вместе, но если говорить о последовательности, то сначала музыка. Она первая завоёвывает внимание. Затем идёт текст, который так или иначе характеризует личность. По крайней мере, из первых двух составляющих можно сформировать образ артиста. Это некий идеальный вариант для меня. Так как существует большая вероятность разочарования, если начинать сразу с личности. Тогда ни о каком вдохновении и речи не будет. Мы все живые люди. Элементарно может не совпасть настроение. Но, в целом, как мне кажется, плохой человек не может писать хорошие песни.

Бывало ли такое, что при создании сценария клипа/кино складывается нечто идеальное в голове, заведомо лучше того, что в итоге получается? Что с этим делать?

Бывало конечно. Особенно в самом начале пути, когда желаемый ресурс не просто ограничен, а отсутствует вовсе. В любом случае нужно уметь брать на себя ответственность за свои решения и последующие действия. Тогда всё получится, потому что не будет конфликта с самим собой. И даже, если какие-то обстоятельства вмешиваются в творческий процесс, между тем чтобы сделать или не сделать, я выберу — сделать. А дальше уже разберёмся.

Косуха, Maison Margiela

У тебя есть любимый режиссёр? На работы каких режиссёров стоит обратить внимание тем, кто хочет связать свою жизнь с кино?

Если серьезно отвечать на этот вопрос, то я не смогу выделить одного конкретного режиссёра. Даже пример из десяти будет ничтожно мал. Могу сказать одно: если человек хочет связать свою жизнь с кино, то необходимо смотреть огромное количество картин, от классики до мэйнстрима, в том числе и плохого. С последним, главное, не увлекаться.

Ты попробовал себя в качестве режиссёра в кинематографе (фильм «Я и Уда» — прим. ред.). Отличается ли твой подход к работе, или клипы — тоже маленькие фильмы для тебя?

Работа над фильмом — процесс совершенно другой. Во-первых, разные «дистанции» по времени. Этот момент нельзя недооценивать. Тут мы свою шишку набили. У кино свой ритм, своя магия и плотность. Мы его снимали как дилетанты, старались получать удовольствие от самого процесса. Знакомились с чем-то новым для себя. У нас не было ни денег, ни сценария. Только камера, группа энтузиастов и огромное желание сотворить нечто. Возможно, даже слишком огромное. В любом случае, каждый из нас, кто принимал в этом участие, получили свой бесценный опыт. Мы сами строили, расписывали на ходу сцены, снимали, монтировали и так до выхода на большой экран. С кино, как с организмом, нужно быть более чутким и осторожным.

Планируешь ли ты дальше развиваться в киноиндустрии? Совсем недавно я видела тизер твоего фильма «Каторга», когда стоит ждать продолжения?

Это основная задача на сегодняшний день. Она забирает весь мой интерес и свободное время. Снимать большие истории и затрагивать в них важные темы. Фильм по роману Валентина Пикуля. Процесс ответственный, трудоёмкий и как любой исторический фильм — не дешевый. Пока я нахожусь в поиске инвестиций на этот проект.

Многие режиссёры, операторы говорят, что при просмотре чужих фильмов они следят не за сюжетом, а обращают внимание на то, как снят фильм, на приемы операторов и тд. А как кино смотришь ты? Что из последнего понравилось?

Смотрю как и любой зритель, стараюсь получить удовольствие от просмотра, если это возможно. Иногда делаю сам для себя разбор, если фильм зацепил, и появилось желание его проанализировать. Из последнего отсмотрел номинантов на премию Оскар, для себя выделил «Зеленую книгу» — легкий добрый фильм, «Власть» и «Сможете ли вы меня простить?» Из того, что понравилось за последнее время — «Жертвуя пешкой» и «Мандарины».

Ты когда-нибудь сталкивался с явлением профессионального выгорания? Как боролся?

Во мне всегда огромное количество сомнений относительно себя. Правильно ли я делаю то, что делаю, нужно ли то, что я делаю кому-то? Мне всегда кажется, что нет. У меня нет как такого профессионального выгорания, но я и не знаю, что хуже: то, что испытываю я, или то, о чем говоришь ты. Если анализировать свое состояние, то на сегодняшний день я чаще всего нахожусь в неком кризисе. Я спокойно об этом говорю, так как расцениваю это как определенный этап в жизни, процесс внутреннего переосмысления. Это необходимо пройти. 33 года, а успехи слабенькие, так скажем, на троечку. Так меня подначивает внутренний голос, за что ему спасибо.

У тебя не возникало никогда мыслей, с кем из наших или западных артистов хотелось бы поработать?

С лучшими из наших артистов на сегодняшний день я уже поработал и продолжаю это делать. Что касается западных артистов, то не задавался таким вопросом. Возможно, Kendrick Lamar, Kanye West, кто знает…

Как выглядит твой идеальный выходной день?

Идеальный выходной — день проведённый с семьей, и чтобы моя голова не была забита мыслями о делах. Не всегда удаётся отключиться. Благо, моя жена моментально это замечает и не даёт погружаться в отвлекающие мысли. А, по сути, мне абсолютно не важно, чем мы будем заниматься: гулять с дочкой по парку, совсем скоро ещё и с сыном, или просто валяться дома на полу. Мои родные и есть мой идеальный выходной.

Если бы ты мог повернуть время назад и вернуться в прошлое, какой совет ты бы себе дал на будущее?

Ничего не бойся и иди вперёд!

Фотограф: Иван Шевчук

Стилист: Андрей Зубатюк

Благодарим ресторан «Мари Vanna» за место проведения съемки

Поделиться: