В прокате: фильм «Белый тигр»

«Белый тигр» — американский драматический фильм 2021 года режиссёра Рамина Бахрани (обладателя нескольких призов Венецианского кинофестиваля за предыдущие свои картины «99 домов» и «Прощай, Соло») . В картине снимались Адарш Гурав в своей первой главной роли вместе с Раджкуммаром Рао и Приянкой Чопра, которая также была исполнительным продюсером фильма. Фильм является адаптацией одноимённого романа Аравинда Адиги. Индийский писатель Аравинд Адига всегда с большим уважением относился к фильму «Миллионера из трущоб» — автор из Ченнаи часто настаивал на том, что созданный в Великобритании фильм пролил свет на жизнь бедняков, проживающих в Индии, чей собственный кинематограф склоннен игнорировать их. Но его роман 2008 года «Белый тигр», получивший Букеровскую премию, выглядит как осуждающе критичным к произведению Дэнни Бойла. Адига опубликовал свою книгу и решил экранизировать её в конце 2010 года, когда права были проданы продюсеру Мукулу Деоре, но фильм так и не сняли. Премьера фильма «Белый тигр», снимавшегося в Дели с октября по декабрь 2019 года, состоялась 6 января 2021 года в Лас-Вегасе, а 13 января его показали в ряде кинотеатров США. 22 января 2021 года он был выпущен во всем мире через потоковую платформу Netflix.

Главный герой по имени Барлам Халвай родом из деревни вынужден был бросить школу, но его не оставляла мечта стать богатым и освободиться от унижения со стороны представителей высших каст. Он использует свой ум и хитрость, чтобы вырваться из нищеты и подняться на вершину. В отличие от большинства бедняков в Индии, вечно запертых в системе, он готов пожертвовать своей семьей ради собственной выгоды. Его амбиции и внутреннее стремление побуждают его совершить убийство, чтобы обрести свободу. Картина показывает скептический взгляд на влияние глобализации на низшие касты, поскольку он следует за макиавеллистом, сыном водителя рикши, который пробирается из Бихара в Бангалор в поисках личной свободы через капитализм или от него, в зависимости от того, что произойдет раньше. Фильм пронизан кровавым черным юмором, рассказами со всеми тонкостями и подробностями, в целом индийское общество воспринимается как гигантский курятник с петухами, где слуги либо убивают своих хозяев, либо проводят всю свою жизнь в очереди пока их головы не отрубят.

Повествование, которое проходит нитью через весь «мотивационный» фильм, скорее является пересказом текста письма, которое уже намного взрослее и богаче Балрам пишет тогдашнему премьер-министру Китайской Народной Республики Вэнь Цзябао, который вот-вот посетит Индию, где подробно рассказывает историю своей жизни: нищета, детство в деревне, «карьера» слуги-шофера в Дели, сквозящий между строк криминал и прочие неприглядные стороны успеха. Главный момент, который отличает Балрама от остальных людей в его захолустном родном городе Лаксмангарх — это то, что некоторые «петухи» просто отказываются ждать своей очереди на разделочной доске. Балрам предпочитает думать о себе как о белом тигре, который появляется «раз в поколение», и отчаянный, но безжалостный эгоистичный выбор, который он делает, — ничто иное, как попытка воплотить судьбу этого тигра.

«Ненавидим ли мы своих хозяев за фасадом любви, — громко спрашивает Балрам, — или любим их за фасадом ненависти?». Этот вопрос поднимает главную проблему, находящуюся еще глубже – низшие касты так привыкли служить, прислуживать и раболепствовать, что мечтают оставаться в качестве слуги всю жизнь, даже если при этом искренне ненавидят своего хозяина. Трагизма этой истории добавляет тот факт, что помощи Бальраму ждать совершенно неоткуда. Ведь даже самые добрые наниматели, супруги Ашока и Пинки, достаточно пожившие в США, чтобы впитать либеральные идеалы и стремление изменить свою судьбу по лекалам той самой мечты, относятся к нему хорошо и готовы помочь до той поры, пока им не понадобится прикрыть свои грехи его спиной.

Одновременно с этим развивается политический сюжет с грядущими парламентскими выборами 2010 года. Балрам  открыто критикует индийскую демократию, заявляя, что «жить в демократической стране выгодно, если у тебя есть деньги», а также, что прежде всего надо строить канализацию, а уже потом – демократию.

В фильме «Белый тигр» нет раскаяния за совершенное преступление, поскольку оно вынужденное. В то же время слова главного героя о том, что эпоха белых людей заканчивается, а начинается эпоха темнокожих и желтокожих, выглядит не данью толерантности, а страшным предупреждением о неграмотности и низком культурном уровне широких масс в некоторых странах. После просмотра картины каждый остается наедине со своими мыслями вырос ли герой, освободив себя от рабства и вступая в жизнь независимости или, совершив преступление, ужасно пал?

Стоит отметить, что фильм номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий и имеет все шансы побороться за заветную статуэтку.

Добавить комментарий